Драконы

Dec 07, 2016 11:00


Мифические рептилии могут жить под водой или в пещерах, под землей и обитать высоко в горах. Но у каждого народа есть легенда о своем, «национальном», драконе. Поэтому в сказках и легендах разных народов мира драконы могут быть добрыми и злыми, черными, белыми, красными, синими и золотыми, могут быть воздушными и ледяными, каменными и огненными, дикими и разумными, многоглавыми и с одной головой, живущие очень долго или просто обладающие бессмертием.


Ацтекский Кетсалькоатль А может, так оно и есть? Ведь уже давно на нашей планете нет племени ацтеков и майя, тольтеков и ольмеков, а «пернатый змей», существовавший в их религии, жив и поныне. Его называли Кетсалькоатль, что на языке ацтеков означало «змей с перьями кетсаль», и приносили ему человеческие жертвы. Многие короли Южной Америки брали себе его имя, дабы подчеркнуть свое происхождение от божественного дракона с крыльями райской птицы кетсаль.


Легенды о драконах в Древней Персии рассказывают о Ажи-Дахаке, «Великом Змее» с тремя головами, одна из которых была человеческой. Дракон обладал «тысячью чувств» и был ближайшим сподвижником Аримана, злого божества. Из ран дракона исходила не кровь, а скорпионы, змеи и прочие гады. По легенде, Ажи-Дахака в настоящее время прикован к горе Дамаванд, что неподалеку от Тегерана.
Водяной дракон Апалалу Мифы о драконах в буддизме свидетельствуют о том, что однажды Будда обратил в свою веру водяного дракона Апалалу, жившего в реке Сват.
В Древнем Египте также существовала свой, египетский, вид дракона. Он был представителем тьмы, хаоса, и был рожден от плевка Нит, богини охоты. Апеп (или Апофис) был противником бога Солнца Ра, и охотился на него, когда тот путешествовал по подземному миру. Чаще всего побеждал Ра, но если верх одерживал Апофис, наступало солнечное затмение.


В мифологии хеттов есть образ мифического дракона Иллуянки, который враждовал с Тешубом, богом грозы. По одной из версий легенды Иллуянка был сильнее Тешуба, и потерпев очередное поражение, противник Иллуянки обращается к хитрости, чтобы погубить могучего дракона. А другая версия легенды свидетельствует о том, что дракон, убив Тешубу, забирает у него сердце.
Йормундганд, У скандинавов бог хитрости Локи и великанша Ангброда родили огромного змея, Йормундганда. Вид этой змеи был настолько ужасен, что верховный бог Один, увидев ее, решил отправить чудище на морское дно. Дракон в воде вырос настолько, что смог достать головой свой хвост, обвив при этом всю Землю. Поэтому в легендах о драконах он носит имя Митгард, что означает «мировая змея». Мифы о драконах в скандинавском эпосе также упомнинают Нидхегга, «раздирателя трупов», живущего в темном подземном мире и грызущего корни мирового дерева.


В древнегреческой мифологии золотые яблоки в саду Гесперид охранял ни кто иной как стоглавый дракон Ладон, который был детищем водного чудовища Кето и морского бога Форкия. Особенностями этого дракона была способность каждой из голов говорить на разных наречиях множеством голосов.
Геракл и Лернейская Гидра - Йормундганд,Кроме того, древние греки знали еще одного дракона: Лернейскую Гидру, чудовище с девятью головами. Один из подвигов Геракла как раз и состоял в возможности спасти своих соотечественников, убив страшное чудище, жившее на ядовитых болотах и имевшее одну бессмертную голову. Кстати, стрелы, смоченные в ядовитой крови поверженной гидры, впоследствии стали причиной смерти Геракла.
Иудаизм предлагает свою модель дракона. Левиафан, морской дракон, созданный Богом, упоминается в Книге Бытия в еврейском переводе как морское чудовище, или змея. Этот монстр рассматривается Талмудом иначе, чем Библией, и в Торе сказано, что Бог создал его как забаву для того, чтобы в свободное от работы время не скучать.


В японской мифологии есть великий и ужасный Орочи, тело которого простирается через долины и холмы Изумо (провинция на юго-востоке страны).
Этот японский дракон был о девяти головах и с девятью хвостами, и тело его пролегало через девять холмов. Число 9 в этом мифе символизирует бесконечность, ибо никто не мог измерить долину Орочи, и голов у дракона было неисчислимое множество.


Тараска (Tarasque), пережившие векаПродолжая путешествие по странам и континентам в поисках мифов и легенд о драконах, заглянем во Францию, ведь именно там обитало драконоподобное чудовище, названное Тараской (Tarasque) по имени французского города Тараскон, жителей которого оно истребляло, а городу наносило страшные разрушения. Победа над драконом приписывается святой Марте, ведь против него были бессильны самые отважные рыцари и катапульты не брали чудище. А искренние молитвы св. Марты смогли зачаровать дракона, и, приведенный в город, он был повержен. С тех пор последнее воскресенье июня отмечается фестивалем Тараски.


Легенды о драконах говорят о том, что и в шумерской , и в вавилонской цивилизации знали сего зверя. Тиамат - главная фигура “Энума Элиш” - вавилонского эпоса о сотворении мира, представлена крылатым ящером, который отдаленно напоминает образы европейских драконов. Тиамат была богиней соленых вод, и узнав о смерти своего мужа - бога пресных вод, в гневе породила драконов, людей-скорпионов, людей-рыб и отдала им приказ идти против богов. Мардук, ее внук , прибег к тактической хитрости, и умертвил чудовище, из одной его половины сотворив небо, а из другой - землю.


Мифология хаанитских племен хранит рассказы о семиглавом драконе, который был королем морей и воевал с богом Ваалом. Впоследствии он был повержен Ваалом. А в легендах шумеров сцществует похожий на дракона бог Зу, описываемый как орел с львиной головой, изрыгающий пламя.
Британский дракон, запечатленный на флаге Уэльса, носит имя У Дрейг Гоч, что в переводе с валлийского означает «красный дракон». Древневаллийский эпос «Мабиногион» рассказывает о том, как король Ллюд и его брат - французский король Ллевелис избавили Британию и ее жителей от драконов, красного и белого, которые разрушали окрестности во время схваток между собой. Драконов заманили в большую яму ароматом меда, а потом засыпали землей. Вскоре на этом месте стали строить крепость, но ее стены разрушались каждую ночь. И тогда правящий король приказал раскопать подземное озеро и оттуда на волю вырвались два дракона. В поединке красный победил белого, и с тех пор остался символом отваги и силы на флаге Уэльса.


Фафнир, пережившие векаСкандинавская мифология предлагает версию о жизни Фафнира - сына короля гномов, самого сильного среди прочих отпрысков рода, но очень агрессивного. Легенда гласит, что Фафнир охранял под видом дракона свои богатства на горе Гнитахейд, но золото, которым хотели все обладать, принесло ему смерть, но не дало счастья тому, кто убил дракона.


В польских сказках дракон жил в Кракове, на Вавельском холме, где ныне находится собор и крепость. Каждый месяц для него на берег реки Вистулы приводили молодую девушку, которую он беспощадно съедал. Расправился со свирепым ящером ученик сапожника, Жевзик Дратевка, обладавший смекалкой и ловкостью. Он подбросил к пещере дракона отравленную тушу ягненка, которую ненеасытное чудище быстро поглотило, а после, мучимое жаждой, пило до тех пор, пока не лопнуло.


Славянский эпос хранит легенды о своих драконах, коих насчитывается столько, сколько народностей относится к славянам.
Бадня'к, пережившие векаВ южнославянской мифологии упоминается Бадня'к, чей образ связан с образом змея, лежащего в корнях дерева. Сжигаемые в сочельник ветка дерева или пень символизируют поражение злого дракона, который воплощает себе нижний мир. Огонь является очищающим символом, а ритуал знаменует начало нового цикла в году.


Хала - дракон или змей в мифологии сербов, хорватов и македонян. Чудовище в образе многоголового чудища имеет длину в 6 шагов человека, лошадиные глаза и крылья под коленями. Иногда дракон описывается как змея с головой, живущей в облаках, и хвостом, уходящим под землю. Иногда он может принимать образ орла. Болгары считают, что Хала может обернуться туманом и мглой, препятствующей созреванию хлебов. Она ненасытна и сильна, но с ней борются не только духи земли, охраняющие свои сады и поля, но также св. Илья.


По легендам южнославянских народов на скалах живет Огняник, дракон, изрыгающий огонь из своей пасти. Он может летать на облаке, или жить в пещере. Его чешуя отливает всеми красками, а полет дракона похож на блеск молнии. Опускаясь на землю, он искрит, и гром от дракона раскатывается по всей округе.
Рарог, Зимулан, Змей Огненный Волк - это также разновидности драконов славянской мифологии.
Одним словом, каждый эпос имеет своего, «национального» дракона, который в разных легендах является олицетворением разных явлений, философских взглядов, этапов духовного развития.

арт, эпос, дракон, мифология

Previous post Next post
Up