Сон Пилата

Oct 16, 2021 11:54

Ура! Наконец-то можно об этом рассказать: сегодня премьера!
Премьера абсолютно нового балета!
Мы работали над ним долго, премьеру не раз отменяли и переносили из-за локдаунов, всё было непросто - но мы всё-таки сделали это!
Поздравлять рано - премьера состоится вечером, и я очень надеюсь, что всё будет хорошо, и от всей души желаю успеха всем исполнителям.
Балет на музыку болгарского композитора Стефана Димитрова "Сон Пилата" по мотивам романа Булгакова "Мастер и Маргарита"! Сплошные восклицательные знаки - да! :)
Хореография и постановка Василия Медведева.
Балет поставлен Государственным театром оперы и балета города Стара Загора, первый показ состоится сегодня в Софии, в Концертном зале - прекрасное событие, я очень рада!
Афиша.


Рекламный ролик:

image Click to view


О нашем балете много писали в болгарской прессе, но я (из всяких своих суеверий)) ничего никому не говорила буквально до последнего момента.
Вот, например, большое интервью с Василием, оно же по-английски.
Для порядка оставлю здесь русский текст.


Интервью с Василием Медведевым
1. Вы всемирно известный хореограф и постановщик балета, не могли
бы Вы в несколько слов рассказать о своей карьере?
- Я начал свой путь в балете в Петербурге (тогда Ленинграде), в Академии
Русского балета им. А. Я. Вагановой (тогда она называлась
Хореографическое училище), потом закончил и Петербургскую
Консерваторию. Стал солистом балета, танцевал в Петербурге, затем стал
ведущим солистом в Эстонии и много лет выступал на самых разных сценах
мира. Ещё будучи учеником Хореографического училища, я сделал свои
первые шаги как хореограф, и мой педагог знаменитая балерина Дудинская
даже включила мою вариацию в свой балет, который шёл на сцене
Мариинского театра. Несколько моих балетов были поставлены в Эстонии -
так началась моя деятельность хореографа-постановщика. Мне довелось
работать в Большом театре России, в Государственном балете Берлина, в
Пермском и Екатеринбургском Академических театрах оперы и балета, в
Национальных театрах множества европейских стран, а также в Мексике, в
Турции, в Америке, в Панаме, в Украине, в Азербайджане… в коротком
интервью всего не перечислить! Я ставил классические спектакли,
восстанавливал старинные, незаслуженно забытые балеты и неоднократно
создавал совершенно новые произведения - такие, как нынешний «Сон
Пилата».
2. Впервые за 40 лет в Болгарии ставится целый авторский балет - для
вас это вызов или ответственность?
- Прежде всего, это большая честь для меня, и я очень рад, что именно мне
выпал шанс внести свой вклад в развитие болгарского балета на музыку
выдающегося болгарского композитора Стефана Димитрова. Конечно, это и
огромная ответственность - создавать новые балетные постановки такого
масштаба, имеющие к тому же литературный первоисточник, и творческий
вызов моему профессиональному мастерству.
3. Почему Вы предпочли определение «танцевальная мистерия» для
балета «Сон Пилата»?
- Мне кажется, это определение наиболее точно отражает жанровые
особенности нашего спектакля. Мистерией в Средние века называли пьесы,
сочетавшие религиозные сюжеты с элементами фарса - в каком-то смысле
«мистерией» можно назвать и роман Булгакова, по мотивам которого
поставлен наш балет. В нём много таинственного и загадочного, и слово
«мистерия» (mystery), по мнению нашей творческой команды, как нельзя
лучше подходит к нашему спектаклю.
4. Вы сразу решили принять предложение Фонда «Ценности» и Стара-
Загорской оперы о постановке спектакля Стефана Димитрова?
- Это было ответственное решение, и я принял его не сразу. Я слушал музыку
Стефана Димитрова, лично встречался с композитором; мы со Станиславом
Фечо посетили спектакли Старо-Загорского театра, чтобы оценить
возможности балетной труппы; я поручил членам своей «команды» создать
предварительные наброски либретто и эскизы костюмов и декораций.
Одновременно мы вели переговоры с Фондом «Ценности», с директором
балета Старо-Загорской оперы Сильвией Томовой: это была её идея
пригласить меня, мы знаем друг друга давно, со времён учёбы в Вагановском училище, и я очень благодарен ей за приглашение. То есть окончательному решению предшествовала большая подготовительная работа. С другой
стороны, всё перечисленное доказывает, что в глубине души я принял
решение очень быстро: думаю, ни один хореограф не отказался бы от такой
интересной работы.
5. Пожалуйста, представьте свою команду, которая является
международной?
Прежде всего, это мой бессменный ассистент - хореограф из Чехии
Станислав Фечо. Мы работаем вместе много лет и осуществили множество
совместных проектов в разных театрах мира. Станислав Фечо, в прошлом
солист балета, осуществил и несколько самостоятельных постановок, он
опытный балетмейстер, прекрасный педагог, и я очень рад, что он является
моим помощником.
Несколько лет я сотрудничаю с художником и сценографом из Словакии
Паволом Юрашем. Он оформлял мои балеты «Эсмеральда» в Хорватии, «Дама с камелиями» и «Клеопатра» в Северной Македонии, «Онегин» в Польше, «Корсар» в Словакии. Он создал множество интереснейших костюмов - зрители смогут полюбоваться воплощением его фантазий: многоликий Воланд, прекрасная Маргарита, фантастический Кот, Москва 30-х годов прошлого века и Иерусалим времён Римской империи.
Моим постоянным «сотрудником» является российская писательница Яна
Темиз, живущая в Турции. Она создала либретто к моим новым балетам:
«Семь красавиц» и «Гойя» в Баку, «Катя и принц Сиама» в Екатеринбурге,
«Клеопатра» в Скопье и другие. Филолог по образованию, она сумела
справиться с непростой задачей - превратить мотивы романа Булгакова в
основу для их перевода на язык хореографии.
И, конечно, в этот раз членами нашего творческого коллектива были
болгарский композитор Стефан Димитров и директор балета Старо-
Загорской оперы Сильвия Томова.
6. Сон Пилата основан на произведении Булгакова «Мастер и
Маргарита», вам пришлось перечитывать книгу?
- Конечно. «Мастер и Маргарита» - одна из тех книг, которые можно и
нужно перечитывать, каждый раз открывая новые смыслы и нюансы. И,
приступая к постановке, мы все неоднократно обращались к тексту романа.
При этом следует подчеркнуть, что наш балет - не просто сценическое
переложение, не (скажем так) «экранизация» и не пересказ романа языком
танца, это самостоятельное произведение, основанное на музыке Димитрова,
которую он назвал не «Мастер и Маргарита», а «Сон Пилата». И мне, как
создателю балета, хотелось бы избежать примитивных сравнений книги и
нашего спектакля: мы, в первую очередь, основывались на музыкальном
произведении, превратив его в танцевальную мистерию.
7. Все, кто смотрел репетиции, говорят, что есть достаточно
авангардные режиссерские решения, не могли бы Вы раскрыть
некоторые из них?
- Мне сложно судить о собственных художественных решениях - пусть их «авангардность» оценивают критики. Мы хотели сделать динамичное, красочное шоу, интересное зрителю, показать различные направления в современном балете и возможность их соединения в одном спектакле. Не будем предвосхищать события и раскрывать режиссёрские секреты постановки: зрители должны увидеть балет как «сеанс магии» без её разоблачения - точно по Булгакову!
8. Как Вы работали с композитором Стефаном Димитровым?
- Мне, как хореографу, очень нравится работать непосредственно с
композиторами, которые создают музыку к моим балетам. Это идеальная
возможность творческого сотрудничества, подобная той, которая была у
Чайковского и Мариуса Петипа. Я рад, что мне посчастливилось поработать
с выдающимся композитором Стефаном Димитровым: мы частично
изменили первоначальную партитуру, создали новую концепцию
музыкальной драматургии, по моей просьбе композитор написал новые
музыкальные номера, которые, несомненно, украсят наш балет.
9. Что вы думаете о балетной труппе Стара-Загорской оперы?
- Я был приятно удивлён уровнем творческого коллектива Старо-Загорского
балета: благодаря усилиям главного хореографа театра Сильвии Томовой,
это труппа очень хорошего уровня - прекрасные солисты, неплохой
кордебалет. Конечно, предела совершенству нет, и мы много и упорно
работали, потому что хореография балета «Сон Пилата» довольно сложная,
сочетающая классическую школу петербургского балета и современные
танцевальные приёмы, и я надеюсь, что наша совместная работа была плодотворной и полезной для Старо-Загорского балетного коллектива.
10. А тот факт, что вы были известным артистом балета, помогает ли
Вам общаться с танцорами?
- Да, конечно. Мой сценический опыт всегда со мной, я прекрасно помню все
сложности и удачи своей работы, я понимаю, как важна роль хореографа для
артистов балета. Я всегда стараюсь исходить из данных исполнителей, чтобы дать им возможность наиболее полно и ярко выразить свою индивидуальность и свой талант. Я всегда задействую в своих спектаклях
всю труппу театра, потому что самое важное для артиста балета - это выход
на сцену и непрерывная работа и совершенствование.
11. Что нового и увлекательного увидят зрители в зале № 1 Национального дворца культуры 16 октября?
- Они увидят новый балет, который, надеюсь, им понравится.

Интересно (как причудливо тасуется колода!(с))), что премьера именно сегодня - в день рождения не только моей Аски, но и нашей Елены Прекрасной, которой сегодня 95 лет. Напомню, что от неё у меня в доме есть "чашки от Маргариты", и хореографы Василий и Станислав тоже когда-то пили из них кофе.
В те времена мы и не мечтали о балетной интерпретации булгаковского романа.
Ещё раз удачи нам всем сегодня, пусть всё получится, как было задумано - тьфу-три-раза! :)

театр, балет

Previous post Next post
Up