На днях наша Мыша сдавала вступительные экзамены, и надо бы, пожалуй, об этом рассказать.
Я хотела сделать это сразу же, по горячим следам, но... нет, помешала не лень, просто в дни экзаменов вся турецкая молодёжь так бурно обсуждала ЕГЭ этого года, что я отвлеклась-увлеклась. Мыша постоянно показывала мне очередные байки и шутки - да, как ни странно, все непрерывно ржали смеялись. Несколько дней среди абитуриентов, старшеклассников и им сочувствующих был нервный смех, стёб и обмен впечатлениями.
Дело в том, что экзамен этого года изначально обещал всякое... что угодно - и ничего хорошего.
В верхах неожиданно решили всё поменять - и довольно долго, несколько месяцев, абитуриентов пугали слухами: говорят, будем сдавать только математику и турецкий! нет, ещё религию! нет, я точно слышал: всем-всем математика и физика! а ещё говорят, что будет один экзамен, а не два... и всё это было почти правдой, потому что в верхах несколько раз меняли решение и периодически делали официальные заявления. А потом официальные же опровержения и уточнения.
В последний момент (из-за каприза нашего Правителя, которому не терпелось провести досрочные выборы себя) даже дату экзаменов поменяли - в общем, ЕГЭ этого года как-то особенно не повезло.
Мыше из-за этого пришлось несладко: у неё в лицее была лингвистическая специализация, и в прошлом году математику и физику она не сдавала вообще. Могла себе позволить оставить эти страницы пустыми: подсчёт баллов для физиков и лириков был разным. Физики же не заморачивались общественными науками и литературой.
Когда осенью начались слухи, что математика и литература грозят всем, Мыш пошла учиться математике. Я была рада: полезное дело, тем более что с математикой у неё особых проблем не было, просто три последних года её не было в школьной программе.
Но я не о своём, девичьем: Мышины результаты будут через месяц, тогда и обсудим, что там у неё и как, пока неизвестно.
А в общем и целом это было нечто.
Я - бывалый и опытный родитель, на турецких ЕГЭ бывала не раз и не два.
Посчитаем: Аска - после 8-го класса, после 12-го два раза, на магистра и ЕГЭ по русскому как иностранному = 5; Мыш - после 8-го, после 12-го два раза = 3, итого: 8 (восемь!) раз я была в толпе нервных мамаш, ожидающих выхода своих деток... иногда весьма великовозрастных деток. Иногда я об этом рассказывала, где-то по тэгу "образование" можно найти.
Я успела присмотреться к происходящему, знала, когда начинают выпускать первых справившихся с заданиями; примерно представляла себе, сколько соискателей выходит с экзамена досрочно - и с какими лицами.
Возможны варианты: девочки-отличницы с самодовольной улыбкой (всё путём!); мальчики-ботаники с рассеянным видом (и это всё?); девочки-страдалицы с заплаканными глазами (всё пропало!); мальчики-непоседы с презрительным высокомерием (всё фигня!).
За этими единицами начинался довольно бурный поток выходящих досрочно: умеющих быстро читать и писать; не умеющих толком сделать ни одного вопроса; не рискующих перечитывать и перепроверять... всё всегда было довольно предсказуемо.
На этот раз я, как всегда, подошла к зданию университета тогда, когда вот-вот должны были появиться передовики.
Мамы-папы нервно курили (некоторые пикниковали на лужайках многолюдными семьями!))), а к тому моменту нервно побросали сигареты и подтянулись к дверям.
Никто не выходил.
Особо нервные спросили охранников: будут ли выпускать детей досрочно? Конечно, сами видите: мы и дверь уже открыли... и никого.
Первые ласточки (человека три-четыре!) вышли минут через пятнадцать после разрешения выходить - и выглядели странно.
Не могу объяснить, в чём была их странность... это потом, когда мы с Мышой уже обсудили всё-всё, я определила бы их вид фразой из старого советского анекдота: "А глаза начитанные-начитанные..." - но пока я только поняла, что они не подходят под мою классификацию.
В них не было уверенности - никакой: ни "всё быстро и легко, как всегда!", ни "ни чертА не решила, пойду замуж!", ни "опять двойка, пойду в армию!", ни даже "что там проверять, как есть, так и пусть!".
А была в них какая-то несвойственная здешним тинэйджерам глубокая задумчивость.
Дело в том, что авторы ЕГЭ в этом году решили выпендриться пойти другим путём.
И любой вопрос (по любому предмету) был очень длинным - да, не "сложным", а именно длинным. Надо было внимательно и долго читать, и на это ушло практически всё время. Выходили все в итоге только тогда, когда уже начали выгонять силой: к чтению длинных, почти художественных текстов у нас тут непривычные.
Например, задача по математике, которую легко решил бы каждый: треугольник, средняя линия, какие-то углы - и вдруг!
Начиналась та задача так: "В одном городе (хорошо, не в "некотором царстве!")) однажды была сильная гроза. Молния ударила в дерево, оно раскололось на две части и упало на дорогу..." Дальше выяснялось, что куски дерева и дорога и образовали тот треугольник, то есть условия задачи надо было самостоятельно выловить из этого романтического текста...
Другая задача была в жанре бытописания: пошёл как-то раз Махмут-бей на рынок. Купил столько-то черешни, столько-то бананов, достал несколько купюр... "Эх, аби (турецкое обращение, не обращайте внимания, это местный колорит!))), ты рано пришёл, сдачи-то у меня нету! - огорчённо развёл руками продавец. - Хочешь, я тебе ещё два кило черешни дам?" Задумался Махмут-бей. "Нет, - говорит, - я не так уж люблю черешню, куда мне столько? Лучше ты мне дай ещё полстолько бананов, а я тебе тогда..." - и так они говорили довольно долго, подробно и увлекательно, условия задачи опять же надо было вычитать из этого потока - сознания и речи.
"Где мы, что происходит?" - думали озадаченные (во всех смыслах слова!) детки.
Особенно тяжко пришлось не лирикам, а физикам.
Потом в интернете ходили шутки: мол, это всё была литература, а когда математику-то сдавать?
Лирики ехидно выясняли, какие вопросы были по философии, а какие по религии: столько текста, что различить невозможно! А надо было: ведь в одном случае нужно писать о Платоне и его взглядах, а во втором отменить Платона именем пророка нашего... не буду упоминать всуе. К тому же у лириков был соблазн дописать все эти истории - не в терминах математики, а так... мол, прибежала жена Махмуд-бея: "Куда нам столько бананов?! Пусть сдачу даёт! И так инфляция..." И тут вопрос мог бы свернуть в область социологии.
Воскресным утром кто-то выложил в интернет картинку: базар, некий Махмуд-бей с бананами в руках, продавец с репликой "Эх, аби, сдачи-то у меня нету!" - и та картинка собрала несколько тысяч лайков и вызвала почти гомерический смех нервной абитуриентской публики.
"Что происходит? Кто мне объяснит, почему столько лайков? Что не так с этим продавцом? - робко влез одинокий старшеклассник. - Мне на будущий год ЕГЭ сдавать, и я не понял..."
"А-а-а!!! Ах-ха-ха!!! Он не понял! Да нам всем его на будущий год снова сдавать!" - радостно обрушилась на него аудитория.
Другая картинка: молодой человек после экзамена зашёл купить сигареты в "баккал" (маленький магазинчик, торгующий всем подряд). "Эх, аби, сдачи-то у меня нету..." - А-а-а! Что ты сказал?!" - завопил абитуриент. "Не волнуйся... хочешь, я тебе черешни дам?" - Юноша в обмороке.
Шуток было много, многие задачи и вопросы попали в молодёжные мемы; на несколько дней полстраны отвлеклось и от футбола, и от политики: ЕГЭ-2018 затмил всё.
"Люди, я всё понял! Это был не экзамен, а тест на скорость чтения!"
"Эй, народ, а есть кто-нибудь, кто все-все вопросы прочитал?" - "Раньше спрашивали: есть ли те, кто на все ответил!"
Меня очень порадовало это веселье и всеобщий молодёжный пофигизм: не так у нас тут всё мрачно, как может показаться со стороны.
Там было ещё много всякого, но я как-то отвыкла писать сюда такие длинные тексты и на этом остановлюсь - не выйдет из меня составителя обновлённого турецкого ЕГЭ, эх. :)