Балеты-либретты

Jan 06, 2018 14:36

"Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу," - я уже писала пост с таким началом, ну и пусть.
Это моё, это девиз всей моей жизни, и сейчас суббота, и у кого каникулы, у кого день и ночь перед Рождеством, а я о своём... и это прекрасно, ура, товарищи! :)
Я так радуюсь, когда у меня есть эта работа: роман-то писать я могу в любое время, а либретто всё-таки редкость.
Либреттист в современном балетном мире бывает нужен не так часто - и по объективным, и по субъективным причинам.
По привычке преподавателя и домохозяйки разложу по полочкам.
Объективные причины:
- сейчас ставят не так много новых балетов - таких, чтобы сначала было слово (замысел, идея, либретто), потом музыка и хореография, почти одновременно с этим сценография, декорации и костюмы. Я горжусь тем, что нам удалось осуществить несколько таких постановок - создать балеты, которых до этого в мире не существовало в принципе.
- старые (в том числе классические) постановки не очень любят обновлять. И это правильно: такая реновация не всем нравится, публика знает наизусть "Щелкунчика" и "Спящую" и согласна максимум на изменение декора и какие-то незначительные отклонения от общепринятого. (В скобках: помните персонажа моего романа "Призраки балета", который хотел превратить "Лебединое озеро" в триллер с маньяком, похищающим девушек?))) Я горжусь и тем, что несколько раз участвовала в удачных переделках - реконструкциях старых балетов: тогда под новое либретто меняли концепцию музыкальной драматургии - и получался практически новый балет, хотя по мотивам старого.
Субъективные причины:
- либреттист... какой-такой либреттист? Мы и сами можем - думают композиторы и хореографы, и, бывает, иногда справляются...
- а за ними подтягиваются и директора театров и прочие менеджеры: с ума вы сошли платить ещё и либреттисту, что там писать-то? Сами напишете... нет у нас денег на всякую ерунду! Декорации - это понятно, хотя тоже дороговато, тут вам не Голливуд, а либретто... вы ж без слов танцуете, зачем вам текст-то, не опера же, не кино!
Тем не менее профессия "балетный либреттист" существует: вот я - я к вам пишу, мыслю и, следовательно, существую. :)

И на горизонте очередная премьера - наступает то самое бурное и нервное время, когда постановочные репетиции позади, но столько всего ещё впереди: и неожиданности, и сложности, и перемены-перестановки; время, когда либреттист должен быть постоянно на связи и в боевой готовности: перепиши, переставь местами, придумай! мама, звонят из театра! и моё маленькое чёрное платьице уже в предвкушении и ожидании.
И всё это - настоящее счастье, друзья мои.
Нет, я вам пока не скажу, что, где и когда: пусть пройдёт ещё какое-то время, пусть будут афиша, и билеты, и последние нервные диалоги:
- Давай её не отравим, а ещё как-нибудь убьём!
- Да мне всё равно, я тебе все версии написала, выбирай любую! Неизвестно же точно, как там дело было! - редкий случай в моей практике: обычно-то о смерти исторических персонажей все всё знают.
- Тогда я её... надо бы как-нибудь красиво и символически... - мечтательно говорит хореограф, и я ему полностью доверяю, он выберет наилучший и самый красивый вариант. А я его красиво впишу - как будто так было и задумано. :)
За что я (кроме всего прочего) обожаю эту работу, так это за погружение в атмосферу: мне приходится изучать первоисточники, читать всё, что есть, по теме, ведь именно я в ответе за содержательную и историческую сторону, я должна быть готова ответить на любой вопрос хореографа и художника, не говоря уж о грядущих журналистах.
И я погружаюсь в эпоху, быстро и на достаточную глубину ныряю то во времена Клеопатры, то в поэмы Низами Гянджеви, то в историю Кати и тайского принца - и читаю всё вокруг этого, собираю информацию, придумываю-продумываю сюжет, создаю психологические портреты персонажей, придумываю эмоциональное наполнение танцев. Сейчас я опять в другом времени и в другой стране, не один месяц я изучаю интереснейшую историю - и это так увлекательно! Сочинила уже несколько вариантов либретто; сократила, изменила, пересочинила заново. Дала символические имена героям, потом вернула исторические.
Теперь всё зависит от воли и таланта хореографа и исполнителей, и я почти не нужна.
И от моей работы останутся те самые, видимые миру, напечатанные в так называемой "программке" полторы странички - и по ним-то и будут судить о роли либреттиста в истории.
Зато из всего, написанного до этого, вырастет новый балет.
И это прекрасно!
Хорошо начинается год - конечно, это результаты прошлогодних усилий, но хорошо, что они не были бесплодными, тьфу-три-раза!)))
Поздравлять пока рано (ещё успеете!))), а это были просто размышления в рабочий полдень и признание в любви - к моей редкой и почти сказочной профессии и к тем, кто делает мою сказку былью. :)
Сказочная картинка из закулисья:


ОФФ. А с утра мы с мужем погуляли у моря (по ближайшей набережной в Измире) и сварили борщ, и это тоже хорошее начало года. :)

театр, балет

Previous post Next post
Up