Отцы и дети

Dec 01, 2017 15:35

Вернулась с дачи в Измир - хотела в первый день официальной зимы показать град (настоящий град!) в нашем Акбюке и котиков в честь пятницы, но вместо этого зачем-то осилила многобукффф статьи известного психолога... мол, мы детей готовим к позавчерашнему дню и всё такое (все уже, наверное, видели?), и теперь не могу не высказаться.
Хотя это гораздо скучнее, чем град и котики. :)
Но я коротко - по возможности.
Ибо там такая гремучая смесь: половина вроде как очевидна - мол, будущее непредсказуемо, к нему не подготовить, а вы тут мучаете бедных деток из-за тройки по химии! А другая половина напоминает все древние дискуссии: надо ли учить тому и этому, а может, и ничему не надо, чтоб не измучилось дитя?
Зачем уметь считать в столбик или (о боже!) в уме, когда есть калькулятор? Помните такие исторические споры физиков и лириков? Кажется, лирики настаивали на калькуляторе?))) А нынешние "физики" говорят, что незачем учить иностранные языки, всё равно грядёт хороший гугл-переводчик, нажал кнопочку - и женись на Айседоре Дункан, ха-ха.
Да, некоторые профессии исчезнут - да они всегда исчезают, и что?
Никого из нас, ни одну Скарлетт маменьки не учили управлять лесопилкой, но мы таки управились.

Мне кажется, не стоит преувеличивать роль родительского действия или бездействия: дети (во все времена, любые поколения) - это тоже субъекты, никто не может запрограммировать их или так повлиять, чтоб наверняка... да-да, сейчас модно считать, что на всех повлияли, нанесли травму, мучили музыкальной школой или не заставили чему-то выучиться - во всём виноваты родители (или государство и эпоха)... занятно, что успехи все однозначно присваивают себе лично. :)
Обратной стороной этого непомерного роста родительской фигуры становится преувеличение собственного воздействия на своих детей - их успехи и неудачи как будто тоже присваиваются. А хорошо ли это, друзья мои?
Да, сегодняшние дети не умеют вставлять нитку в швейную машинку и запрягать лошадь.
Некоторые пропагандируют ненужность и прочих умений - между тем, жизнь (да вы сами посмотрите на своих знакомых, это тоже статистика!) показывает, что умевшие запрягать и вставить ту нитку довольно ловко могут починить любой современный примус и примерно понимают общие принципы бытия: откуда берётся электрический ток, дети, деньги и всё такое прочее. Не ездят на телеге и не шьют, но почти наверняка преуспели лучше неумеек.
Автор (это я об известном психологе, если кто забыл!))) среди прочего утверждает, что в неизвестном будущем нам всем, быть может, придётся носить паранджу. На это я (как человек, более близкий к эпицентру этой печали))) скажу, что паранджи будет мало: придётся выучить, как минимум, "Отче наш" на очень-очень иностранном, не примитивно-английском наречии. И освоить автомат Калашникова)) прочую матчасть - тренируйте память заранее.
Учить наизусть, уметь читать буквы и считать в уме вообще полезно.
И не очень важно, чему именно учиться в детстве: если исходить только из набора полезных навыков, то вероятность приобретения "ошибочных" в любом случае будет фифти-фифти. А вот сам процесс... мне кажется, только он и ценен. И в любом случае не может считаться потерянным временем. Даже если вы учили китайский, а выгоднее было арабский - гораздо хуже не учить ничего.

Эффективность воздействия родителей тоже непредсказуема: одного мучили гаммами - получился Моцарт, другого мучили так же - он музыку возненавидел и бросил, третьего не мучили - а он всё равно композитор и музыкант, четвёртого не мучили - он занимается бизнесом и страдает, пятого то мучили, то не мучили - вариантов столько же, сколько тех людей-детей.
При этом и замученные, и оставленные в покое могут быть как благодарны родителям, так и недовольны ими. И преувеличивать роль родителей в своей жизни (особенно, повторяю, в случае настоящих или мнимых неудач) - и, соответственно, брать на себя повышенные соцобязательства излишнюю ответственность за воспитание и обучение собственных детей.
Мне кажется, важно понять, что многое в этом деле вообще вне зоны нашего влияния. Это то самое "не дано предугадать, как слово наше отзовётся". И наше дело - говорить и делать то, что мы сами считаем нужным, исходя из сегодняшних реалий и нашего представления о том, что такое "хорошо", а что такое "плохо". Даже личный пример может быть воспринят разными детьми совершенно по-разному - и тоже непредсказуемо.
Автор (тот самый) почему-то думает, что это из-за давления родителей выросли вдруг новые "Обломовы" - между прочим, Илюшу Обломова как раз ничему не учили, и у него было время смотреть на звёзды и плевать в потолок. Разумеется, его "навыки": жить на всём готовом и быть просто добрым котиком - тоже могут быть востребованы "при работе в команде" (за которую ратует автор))): женщины позапрошлого века соглашались держать его на своём диване, он им создавал "атмосферу" для вдохновения и труда, ха-ха.
А нынешние Обломовы могут долежаться до отключения электричества и поломки всех их гаджетов - и придётся встать, переквалифицироваться в Штольца или хоть в дворника, а лежать в свободное от этого время.

В любом послезавтрашнем мире в цене будут умелые руки и управляющие ими мозги: тренированная память, умение перестраиваться, решать необычные задачи, прилагать усилия и банально не лениться. Можем ли мы научить этому своих детей? Неизвестно, не всё от нас зависит, но мы можем попытаться и посмотреть, что получится.
Не стоит брать на себя ответственность за послезавтрашний день: дети вырастут - и сами разберутся.
И найдут своё место и своё занятие в том мире.
Как нашли его все мы - и все поколения до нас, аминь. :)

ПС. Психолога не называю, чтобы не пиариться за чужой счёт и не привлекать лишнего внимания.

почти мысли

Previous post Next post
Up