Вчера прочитала у кого-то интересный вопрос: если бы вы жили во время революции (той самой, октябрьско-ноябрьской - Я.), то за кого бы вы были - за красных или за белых?
Я задумалась: отвечать с высоты своего сегодняшнего знания и всей уже известной нам истории нечестно, правильно?
Значит, надо смоделировать такую ситуацию, чтобы в том времени оказалась я - но при этом как бы не я, нынешняя: понятно, что такой меня там ни в коем случае не могло быть.
Фантастические "попаданцы" меня мало привлекают: не играть же в янки при дворе короля Артура... Янка при дворе последнего императора, ага! :) Я бы тогда предпочла компанию его маменьки Дагмары, она мне нравится, да и судьба у неё сложилась благополучнее. Но нет, в таком сюжете неинтересно.
Лучше попытаться вообразить более или менее реалистические обстоятельства: какой могла бы быть некая условная "я", оказавшаяся в 1917 году?
Итак.
Исходим из имеющихся данных: я - женщина, у меня неплохое (для своего времени) образование, я принадлежу к среднему классу (аристократов и дворян выше среднего, как и бедных крестьян, сразу вычёркиваем), я живу в Замоскворечье (там жили моя прадеды и прабабушки), я превыше всего ценю и люблю свой дом и свою частную жизнь, я начитанна, но не читаю газет, я атеистка-вольнодумка-суфражистка, меня зовут не Яна (нет такого имени в святцах), а Анастасия.
Как может такая женщина отнестись к новости о государственном перевороте, который вскоре стали называть революцией и почти сразу после которого на улицах стали стрелять, начались беспорядки, стало непонятно, что происходит?
Да, я уверена, что мне было бы непонятно, что происходит, и я бы испугалась - за свой привычный уклад мирной жизни, это раз. Да, шла Первая мировая, но мы-то в Москве жили не как на фронте, а что будет теперь - гражданская война, что ли? Нет, меня так просто не запугать: вроде обещают подписать мир, и слава богу (привычная фигура речи, какой бог, я вольтерьянка!), и это хорошо: я всегда за мир, как Лев Толстой... хорошо, что он не дожил до всего этого... впрочем, мне интересно, что бы он сказал? Надеюсь, эти восставшие не сожгут Ясную Поляну! Да и у нас на Полянке ничего не случится!
Нет, я не начинаю судорожно читать газеты: я и сейчас не смотрю новости, не слежу за выборами и попытками государственных переворотов, я интересуюсь только результатами: во-первых, жаль времени и нервов, а во-вторых, я критически отношусь к выдаваемой нам информации. И что изменят мои попытки понять, кто победит? Как это повлияет на мои собственные решения?
Да, поначалу я бы ждала результатов: кто победит-то? Какая власть установится? Ведь нам так и так при ней жить - разве нет? Даже если она мне чем-то не понравится (а идеальной власти нет, я и царское правительство критиковала в домашем кругу, и какое-то "временное"... и новое наверняка не лучше!), жить-то как-то придётся. И быть при этом счастливыми, и работать, то есть заниматься своим делом, и как-то выживать,если правду говорят, что где-то уже настоящая гражданская война и голод.
Уехать за границу я, скорее всего, не могу: не тот уровень доходов.
К тому же новая власть кажется мне безобидной: я не капиталистка, у меня нечего экспроприировать, я маленький человек, кому я нужна, меня не за что преследовать и расстреливать, у меня прислуги-то нет! К счастью... чёрт, как хорошо, что я не выскочила замуж за того купца с Пятницкой! А то была бы побогаче, а прислуга и дворники меня бы не любили, а так я вроде как из простых, и я читала Толстого и Чехова, я вполне нормально отношусь к так называемому "народу". При этом хождением в народ не увлекалась, мне некогда, у меня то любовь, то семья, то новая вышивка, то новая книга. Террористов я никогда не одобряла, убитого государя-императора (не нынешнего, а Освободителя) жалела... что вы говорите, не могли они их всех расстрелять, там же дети?! Настенька, поверь, мне точно сказали... а ещё говорят, что война уже... Деникин, Колчак... думаете, они смогут?
Я бы боялась. Войны, неизвестности, голода.
Не вставала бы ни на чью сторону: что я понимаю во всей этой неразберихе, и говорят, что и те и другие (их потом стали называть белыми и красными, как будто это детская игра, а не смертоубийство!) расстреливают без суда... кругом слухи о расстрелах на месте - ни за что, буквально ни за что!
Наверное, мы (наша семья) пытались бы как-то приспособиться.
Мои прадед и прабабка выжили в своём (и моём) Замоскворечье: он был хороший гравёр и был востребован при любой власти. Может быть, пришлось бы уехать куда-нибудь в глушь, как героям "Доктора Живаго": я и сейчас считаю, что во время катаклизмов больше шнсов выжить не в городе, а в небольшом доме в деревне. Не знаю, была бы ли у нас такая возможность: поместья нет, дачу всегда снимали... может, туда? Но неизвестно, что там нас ждёт и будут ли добры к нам местные жители: это в спокойные времена они нас любили, а мы им платили, а нынче всё не так... всё переворотилось (я бы и тогда любила цитаты!).
Я бы стала ждать (на ходу выживая, постоянно работая - как и где смогу!), пока всё образуется. Купила бы (на чёрном рынке) или где-нибудь раздобыла бы револьвер. Я бы ничего не знала о будущей Скарлетт, но, случись что... да, я пацифиска, но ради самозащиты могла бы и выстрелить.
К мужчинам, уходящим на эту войну, относилась бы негативно: без тебя большевики (и белые тоже) обойдутся. Какая, к чёрту, война, когда надо защищать ближних своих - прямо здесь и сейчас?! Никакие идеи не стоят того, чтобы за них умирать, ты не имеешь права нас бросать и идти кого-то убивать... ты же понимаешь, что здесь ты будешь защищать нас, а там убивать незнакомых людей?! Да, все те, кто твердит, что готовы отдать жизнь "в борьбе за это", на самом деле готовы не умирать, а убивать других! И не дай бог потерять в этом кошмаре кого-нибудь из близких!
В моей семье никто не участвовал в гражданской войне. И на фронте не был, так сложилось.
Никто из моих прадедов и дедов не стрелял в людей.
Я почему-то это ценю.
Не знаю, приняла бы я сторону победителей или нет: радовалась бы установившемуся миру, это точно.
Стала бы вникать в сочинения Маркса и Ленина... что-то в этом есть - в экономической части, хотя диктатура пролетариата - нехорошо это всё-таки, лучше уж нэп, спокойнее. Но помогать бедным надо, конечно, и всех учить грамоте обязательно, я и сама смогу учительствовать, и Толстого с Чеховым, похоже, не запретят, они же за народ были, это легко доказать! Жаль, что Достоевский... уберу его книги подальше, мало ли что... ничего, любимые мои, будем жить!
Вот такая у меня получилась бы "революция": я бы не болела ни за кого, кроме себя.
Я не могу становиться на чью-то сторону в гражданской войне: мне кажется, все участники её неправы изначально.
Не исключено, что за мои взгляды меня бы расстреляли в каком-нибудь тридцать седьмом, а то и раньше.
Но, думаю, у меня бы хватило если не ума, то инстинкта самосохранения, чтобы помалкивать.
И не кричать громко - ни за, ни против, ни pro, ни контра.
Ибо очень люблю жизнь - при любом общественном строе, желательно без войн и революций. :)