Учебные пособия - скучная история.

Jan 07, 2011 16:39

Нормальные люди празднуют и поздравляют, а  у меня лучший отдых и праздник - это моя работа и самая обычная жизнь.
Так что я продолжу про учебные пособия, раз обещала, и кому оно интересно - тот отпразднует и потом почитает.
Скажу сразу: наверняка ценность моих пособий сейчас не так велика.
Изданы они были давно, тогда все учились по нескольким стандартным книгам и сборникам упражнений, которые были не плохими, а просто недостаточными. Лично мне их решительно не хватало, в связи с чем я и принялась что-то писать и придумывать сама.
Кстати говоря... позволю себе лирическое отступление.
Я терпеть не могу распространенную манеру каждого "мастера своего дела" набивать себе цену за счет предшественников.
Вы все, наверно, с таким сталкивались.
- Боже, кто вас стриг?! Ох, как же вам испортили волосы краской! - восклицает парикмахер. Подтекст: сейчас я, "мастер своего дела" всё исправлю, все остальные мастера по сравнению со мной никто.
- Ах, как вам неудачно поставили пломбу! Кто вас учил?! Кто вас лечил?! Кто красил вашу стену? Кто ставил вам произношение?! Забудьте всё, чему вас учили в школе(с)! - твердят нам со всех сторон... а мне в этом всегда слышится неуважение к чужому труду и желание покрасоваться за чужой счет. При этом мы еще не знаем, как данный "мастер" справится с нашими волосами-зубами-стеной-акцентом, но нам приятно: наконец-то мы в руках истинного специалиста.
Я никогда не считала, что мои пособия чем-то лучше других. Просто по тем временам они были немного другими: более практичными, более наглядными - к сожалению, тогда ведь еще не было возможности издать их так, чтобы все мои таблицы и схемы хорошо смотрелись, некоторые так и хочется снова перерисовать от руки. Я старалась не перегружать школьников и по возможности упростить все правила, не запугивать их терминами, хотя, конечно, тогда я не могла писать в том почти разговорном стиле, в котором я даю уроки в жж.

Книжка "Литература в таблицах и схемах" была изначально задумана Мариной Мещеряковой; она уже выдержала несколько изданий к моменту, когда мы познакомились у забора и оказалось, что у меня тоже есть схемы по литературоведению, которыми мы и дополнили следующие издания.
Нас ругали. За (само собой!))) схематизм. За что же еще ругать схемы-то?
За упрощение и формализЬм.
Возможно, тот, кто ругал, точно знал, как научить подростков, желающих стать, допустим, юристами или эффективными менеджерами, быстро и толково написать сочинение по теме "Роль пейзажа в таком-то романе". Даже если подросток прочитал тот роман и случайно вспомнит, что в нем вроде как был дуб... или небо, что ли... или по горам вроде ехали куда-то... - а вы сами смогли бы?
"Приемы раскрытия характера главного героя в романе..." - кто их знает-то?!

Я мысленно влезала в шкурку подростка - среднего, в меру читающего по программе, относительно грамотного - и понимала, что это провал, Штирлиц. На приличных факультетах МГУ, например, писали "Тема не раскрыта" - это три балла, если почти без ошибок, или "Тема раскрыта не полностью (поверхностно, недостаточно глубоко и тд)" - это четыре при наличии грамотности.
В общем, в нашей брошюрке есть всё про тот пейзаж: кому и на фига он нужен в книжке.
Схематично, да.
Глупому и незнающему не поможет, умного и подготовленного выручит.
Там можно найти классификацию систем персонажей и прочих занятных вещей, которые нормальному человеку не придут в голову. Но читать ту книжечку, которую все так захотели иметь, невозможно и скучно: к ней по идее должен прилагаться учитель с рассказом в меру своих способностей, она и создана была скорее в помощь учителям, чем школьникам. И Марина Мещерякова обучала учителей по ней работать.

Одной схемой жив не будешь, и не схемой единой жива Ехидна - и самым лучшим своим достижением на ниве учебных пособий я лично считаю не свой вклад в таблицы и схемы, не "Практикум" и даже не любимые мои "Секреты пунктуации",  а действительно почти нормальный учебник, который бы немного переработать да переиздать... я, кстати, готова.

Итак, имеется: интегрированный курс русского языка и литературы, а проще говоря, такой учебник для старшеклассников, с которым можно изучать и русский, и литературу на одном уроке.
Времени в старших классах мало, прочитать по программе нужно много, я лично не идейный борец за то, чтобы каждый школьник прочитал от корки до корки роман "Обломов"... редкая птица долетит до середины того романа, а остальным что делать? А читать ли "Что делать?" А еще ведь война с миром, отцы с детЯми, преступление с наказанием... в общем, я не идеалистка, хотя мои ученики что-то из этого действительно читали.

Каждый урок в учебнике "Уроки словесности" построен так: тесты с пропущенными буквами и знаками препинания, несколько вопросов по русскому языку на сложные темы (вроде НЕ и НИ), а потом вопросы, схемы и разборы того произведения, из которого те тесты выбраны.
Схема системы персонажей произведения, всякие заумные вещи вроде композиции, сюжета, жанра, понятия о литературной традиции - всё это быстренько, кратко и наглядно показано... только вот книжку ту надо сделать форматом А-4, да шрифт покрупнее, да схемы покрасивее.
Там есть схемы про то, какие функции в художественном произведении может выполнять, например, сон или образ автора, интерьер или пейзаж; там всякие угадайки: кто это сказал да по какому поводу, чья это улыбка или чей портрет... в общем, дети оказываются при деле, а учителя на относительной свободе.

В пособии десять уроков: Гончаров, Островский, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Достоевский, Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов и Тютчев, Чехов.
Пособие это не самодостаточно: в нем практически нет биографий писателей, нет привычных школьникам толкований, кто хороший, кто плохой, нет и пересказа произведений - только работа с текстами, немного информации по истории и теории литературы и всякие практические задания и вопросы.
Много цитат, которые пригодятся по любому поводу.
Мало туману и зауми. Все конкретно и схематично.
Читавшие произведения целиком смогут вспомнить детали и поразвлечься, не осилившие много букв - вздохнуть с облегчением и хоть ознакомиться. Бывали случаи чудесного исцеления неожиданного погружения безнадежно нечитающих в какую-нибудь одну из предложенных книжек: один Митрофанушка поразил свою маменьку тем, что, принялся, громко ржа, читать "Мертвые души" и требовать у нее, что еще этот мужик написал, - хотя ничто не предвещало. Но дело не в этом, ибо любовь к литературе иметь необязательно, а вот школьную программу усвоить полагается, какой бы она ни была.

Сканировать это пособие, как мне кажется, нет смысла: мелкий шрифт, все черно-серое, схемы надо рассматривать с лупой, мрак, но так в те времена получилось.
Есть такое же пособие отдельно по "Войне и миру", оно побольше форматом, но все равно не шедевр полиграфии.
Я в свое время начала работу над таким же по прозе ХХ века, но не закончила ее по ряду причин, разработки сохранились.

ВОПРОС К ЗАЛУ.
ЧТО БЫ МНЕ ПРЕДПРИНЯТЬ, чтобы издать этот, по-моему, довольно полезный учебник?
Я готова взять соавтора-словесника, который помог бы мне его доработать, исправить-дополнить в соответствии с современными требованиями, а также помог в решении оргвопросов, не решаемых из Турции.
Нужен кто-то, кто мог бы сделать новый - красивый и внятный - макет.
И, разумеется, кто-то должен потом его издать, а кто-то быть готов по нему работать.
ЧТО ДЕЛАТЬ и С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Оно кому-нибудь надо? Или это всё давно не актуально?
Коварно написала тэг "ликбез" - чтобы приманить тех, кто интересуется грамотностью. :)
Вот какие у меня там заумные картинки - без учителя и окружающего текста оно, конечно, так себе, но хоть гляньте...



Я дико извиняюсь, что я всё о скучном... но виновата Ася со своей отнюдь не скучной мухой ( кто не в теме - про муху вот здесь!))).
Я исправлюсь - и завтра же буду опять о Турции. :)

образование, ликбез

Previous post Next post
Up