Здравствуйте, садитесь, пожалуйста... да, стало тесновато, но я очень рада всем, кто к нам присоединился: мне-то у доски места пока хватает. :)
Так что заходите! И друзей приводите.
Правда, проверка тетрадей заняла немало времени, и я, конечно же, не смогла каждому подробно ответить и ничего объяснить.
Поэтому сегодня - работа над ошибками.
Кто пропустил урок -
задание было вот здесь.
Большинству удалось благополучно разобраться с теми примерами, где усилительное НИ отличается от отрицательного НЕ по смыслу.
Как бы вы НИ умоляли...
Как НИ пытайся договориться со смертью...
Что бы вы НИ сделали...
Во всех этих придаточных действие СОВЕРШАЕТСЯ: вы умоляете, пытаетесь договориться, что-то делаете... правда, без толку, увы.
Мы и уроки-то наши начали с того, что стали разбираться во фразе
"Что НИ делается - всё к лучшему".
Если в ней усилительное НИ заменить на НЕ, у нас в лучшем случае получится девиз Обломова, а в худшем бессмыслица.
Что НЕ делается - оно реально, на самом деле НЕ делается.
Что НИ делается - оно еще как делается... правда, тут дальше может быть продолжение "ничего не получается", но в этом случае мы понимаем, что автор высказывания все-таки вставал с дивана.
А что НЕ делается, то не может получиться по определению.
Кстати, вот еще веселенький примерчик:
Что НИ делает дурак - всё он делает не так. - МОДЕЛЬ 1, классика жанра.
Еще раз (последний!) - повторенье, мать его ученья: МОДЕЛИ 1 и 2 различаются по смыслу.
МОДЕЛЬ 1.
(*** (бы) НИ .....), [ ......]. - придаточное уступительное с усилительной НИ.
МОДЕЛЬ 2.
[...], (*** НЕ ....). - придаточное определительное, отвечающее на вопрос "какой"?" (реже "кто?), действие в котором НЕ совершается.
Кто НЕ сделал задание, останется после урока.
Кто НИ делал это задание, каждый ошибался.
Нет такого ученика, кто бы НЕ ошибся в этом задании.
Кто НИ читал его стихи, каждый восхищался ими.
Кто НЕ читал его стихов, тот много потерял.
Нет никого, кто НЕ читал его стихов.
Гораздо хуже обстоит дело с различением МОДЕЛИ 1 и МОДЕЛИ 3.
В них нельзя ничего понять по смыслу - и по наитию тоже.
Действие и там и там СОВЕРШАЕТСЯ, но в одном случае мы радостно пишем усилительную и потому уже понятную частицу НИ, а во втором принимаемся думать... если действие-то ДА, то как же можно НЕ?
Именно поэтому большинство участников сделало ошибки в предложениях номер 4 и 14.
Кто НЕ сделал тех ошибок - тот молодец (модель 2, впрочем, я уже не о ней))).
МОДЕЛЬ 3
подробно описана вот здесь.
[*** НЕ ...] ?! или [*** НЕ ...], (.....). - риторический вопрос или восклицание, к которому можно приклеить придаточное или еще как-то его удлинить.
Я и удлинила.
Не придаточным, а второй частью, которую приклеила туда союзом "А".
Потому что Ехидна. И потому что отдельное - не из двух частей состоящее - восклицание мои постоянные ученики уже легко опознают.
4. [Как он только НЕ изворачивался]! + а (мы все-таки вывели его на чистую воду). - МОДЕЛЬ 3.
А сразу после него было предложение, в котором почти никто не ошибся:
5. (Как он НИ увиливал), [мы призвали его к прямому ответу]. - МОДЕЛЬ 1.
Да, всё дело здесь не в смысле и не в наличии-отсутствии слова "только" (хотя оно может иногда послужить подсказкой).
В этих фразах выбор НЕ или НИ зависит от того, главное у вас предложение или придаточное.
И больше ни от чего.
И другого механизма, чтобы отличить одно от другого, нет. Совсем НЕТ.
А наитие и бог, действующий на вашей территории, вам, конечно, в помощь, НО!
Никакое наитие не поможет вам написать апелляцию и доказать, что вы употребили правильную частицу. В том числе и самим себе.
Да, я обещала не грузить вас терминологией. Но есть некий самый-самый минимальный минимум, без которого все-таки никак.
И "главное"-"придаточное" - это наши с вами "трижды три"... что - почему?
Потому что "дважды два" - это "подлежащее" и "сказуемое".
И я же вам предлагаю задачки решать - значит, без таблицы умножения не обойтись, извините.
Посмотрим теперь на предложения 14 и 15: опять МОДЕЛИ 1 и 3.
14. [Как она только НЕ наряжалась]! + чтобы привлечь его внимание. - НЕ в главном предложении, МОДЕЛЬ 3.
15. Как она НИ наряжалась, [он не обращал на нее внимания]. - усилительное НИ в придаточном, МОДЕЛЬ1.
И сегодняшнее упражнение я посвящаю нелегкому, но правому делу различения МОДЕЛЕЙ 1 и 3... только вы сначала еще про
парцелляцию вспомните - та еще штучка!
1. Это просто издевательство над людьми. Как бы вы его Н... называли!
2. Чего только Н... бывает на свете: сколько Н... учись, опять что-нибудь новенькое.
3. Везде проклятый туман, куда Н... посмотри!
4. Куда наш Ёжик Н... смотрел, чтобы хоть что-то увидеть. Но так и Н... увидел. Как он Н... старался, бедняга!
5. Этот дом просто ужасен. Как его Н... перекрашивай.
6. Как только Н... перекрашивали этот дом, а красоты не прибавилось.
7. Он всегда поступал по-своему. Кто бы что ему Н... говорил.
8. "Я не дам некту яблоко! Хоть он дерись! Кто бы он Н... был!"
9. Да кто ж Н... знает таких простых вещей? Всё понятно - как Н... запутывала всех эта Ехидна!
10. Где бы Н... работать - лишь бы ничего Н... делать!
ПОЖАЛУЙСТА, присылайте ответы в виде:
1. НИ - НЕ
2. НИ - НЕ и т. д.
Я отвечаю вам скрытыми комментами, поэтому вы не можете на них ответить. Если что - пишите просто еще один коммент. :)
Я обязательно всё у всех проверю, но не сразу, а как успею - в течение недели.
Другие темы, кроме пресловутого НИ, тоже будут. Просто это моя особая любоффф, так уж сложилось.
Все остальные правила правописания худо-бедно описаны в учебниках, а этому не повезло... и я, бедная, всё сама, всё сама... :)))