То есть ближе к вечеру. Значит, в рабочий вечер.
Кто-нибудь еще помнит, что я - местами и временами -
балетный либреттист?
Это я вам ехидна, а с утра как начну те либретты... и на помойку их, и на помойку.
Вы меня знаете: я обычно не жалуюсь на жизнь с этой высокой трибуны, и работу свою, в том числе
и либреттную, очень даже обожаю, но... дальше будут "жалобы турка" - френдс-онли и без имен и названий.
А то и без работы остаться недолго.
У каждого балета есть хозяин... нет, не прям Карабас-Барабас - ну, скажем, заказчик.
Он заказывает музыку. И либретто к нему.
Но если кому просто "Лебединое озеро", то либреттист никому не нужен, а вот новый какой балет... или хорошо и вовремя забытый старый... тут либреттиста и вспомнят.
Короче, заказали мне переделать на новый лад одну старую и заслуженно забытую балетную сказку.
Потому что музыка хороша, а все остальное - уже на свалке истории.
Контора либреттиста написала.
Заказчики (их несколько) прочитали и безмолвствовали. Они ждали, кто заговорит первым.
Чтобы потом было на кого свалить.
Потому что в либретто обнаружился (о ужос!) конфликт. И не между добром и злом, как в старой советской сказке, а... ну просто - конфликт. Хореографу понравилось: есть что танцевать, он даже принялся думать мысли, взмахивая иногда руками-ногами... но он-то тут не заказчик.
"Э-э-э! - сказали заказчики. - Что-то оно тут у вас... конфликт."
"Ага! - радостно подтвердил либреттист. - И трагический финал. В общем, все умерли(с). Публике понравится... и там же изначально все умирали, и музыка такая - или нет?"
"Или... конечно, да, но... конфликт этот... нехорошо!"
Ладно, либреттист - человек подневольный и изобретательный, он одних "Золушек" однажды штук десять за неделю написал, ему не жалко. Либреттист даже не стал напоминать, до чего довела литературу соцреализма теория бесконфликтности... нет, зачем? Долго ли, умеючи(с)?
И села я, и написала еще... либретто, и еще либретто, и...
Про любоффф. И вражду. И смерть. Потому что музыка такая, что "все умерли", конец цитаты.
У меня уже и умерли не все: некоторые выжили и просто страдали по умершим - и хореографу опять понравилось, и он уже стал прикидывать, как они будут страдать...
"Э-э-э! - сказали заказчики. - Что-то оно у вас... очень конкретно!"
"А вы хотите абстрактно?" - заинтересовалась моя ехидна, которая обычно не сует свой длинный нос в либретты. Ну-ка, ну-ка, на такой сюжет... абстрактно, ага. Так публика и пошла смотреть, если без конфликта да еще и абстрактно.
"Думается, надо, чтобы их разлучила война! - поделился наконец своими соображениями заказчик. - Как бы он ушел и не вернулся!"
Угу.
"А когда художник по костюмам и декоратор спросят меня - меня, либреттиста! - это у вас тут какая война, а? В какое время... ах, в абстрактное время! Понятно. И воюющие стороны в черном и белом? А не возникнет ли тут крамольная мысль о добре и зле и ихнем вечном конфликте? И кто тут белый? - спросят меня, меня - либреттиста! критики в интервью. А что я скажу? Вам какую войну-то?"
"Э-э-э, - сказали заказчики, - нам ну просто войну. Ее не надо показывать. Она пусть там... где-то..."
"А на сцене в это время что?" - спрашивает ехидна.
Нет, вы - вот, вы, как потенциальный зритель! - представьте: пришли вы в театр на балет. Купили брошюрку с либреттой, там черным по белому написано: "И тут началась война" - а на сцене никого.
Потому что непонятно же, какого цвета мундиры; черного-белого не предлагать, ибо конфликт; за сценой все гремит и воюет, да? А на сцене типа женщина рыдает. В абстрактном костюме.
Чтобы никто не догадался, о чем это было.
А еще хорошо написать "Их разлучила война" - и та Война вся в камуфляже лично явится на сцену и совершенно абстрактно разлучит главных героев. Нет, оно вам надо?
Между прочим, я напрягла извилины и написала про абстрактную войну. Очередной вариант.
"Э-э-э!" - привычно сказали заказчики.
"Вашу мать!" - привычно откликнулась ехидна.
Им опять слишком конкретно.
Я даже не буду рассказывать, какой сюжет там был до моего хирургического вмешательства.
Там в либретто (от самого почтенного советского либреттиста) были фразы: "Неожиданно на его голову посыпались удары. Оказалось, это были..."(с) или "Он начал мечтать о том, как построит в своем селе школу"(с) - это балет, а даже не пантомима, вы помните, да? Или точное указание "руки матери ласкают голову сына"(с) - чтоб хореограф не давал воли рукам-то.
Это балет: у нас нет титров, чтобы писать "началась война". Война в балете может начаться, только если кто-нибудь (не абстрактный) выйдет на сцену и хоть даст всем присутствующим отмашку - стройтесь, мол, и рядами на войну.
Нет, можно обойтись вообще без сюжета и танцевать себе... только тогда не надо вызывать либреттиста и заказывать обновление старого сюжета.
Сюжета, прошу заметить. А в сюжете завсегда есть что? Конфликт, вот именно. А ежели его нет, то потом чего ни хватишься, ничего нет.
В частности публики, аншлага, хвалебных рецензий - одни абстракции.
Если честно, я придумала еще один вариант - завтра с утра напишу и отправлю.
И если опять "э-э-э"... то придется еще раз... на те же грабли.
Извините, это я просто так. Решила поплакаться в ЖЖилетку. :)