(no subject)

Nov 23, 2014 12:15

Просто так.
В продолжение "национальной" темы.
Не могу не, извините.
Не могу пока ничего чётко сформулировать, так что не говорите потом, что я сама себе противоречу... можно подумать, никто сам себе не противоречит или что именно у меня есть какие-то готовые и заведомо логичные формулы!
Я и записываю-то всё это здесь для того, чтобы всё было как-то пологичней и мне самой понятней, я люблю ясность и по возможности стремлюсь к ней... итак, к теме.
Вчера - я не буду делать ссылок, чтобы меня потом не обвиняли в желании попиариться за чужой счёт, как когда-то бывало, - вчера известный писатель, которого я с интересом и не без удовольствия читаю (особенно когда без стрельбы и лишней беготни!))), будучи в Лондоне, радовался за людей, за большую группу людей, радостно и искренне, от души и от всего сердца поющих гимн своей страны, специально одетых в цвета и наряды той страны... а вот если бы и у нас так! Чтоб без ненависти, чтоб радостно-искренне, чтоб объединиться вокруг идеи и стать Народом... как-то так.
ПарЕние этакое... (ц)
Майский день, именины сердца, угу. Майская ночь, или утопленница... (тоже ц, извините, это я так, в голову пришло).

Наверное, многим, как и знаменитому писателю, кажется, что в таких "единых порывах" ничего плохого?
Ан нет, на днях другой популярный блогер показывал у себя фотографии гитлерюгенда - вылитые наши пионеры-комсомольцы: радостные, искренние, в едином порыве, в одинаковой одёжке, которой гордятся, радуются, что достойны этого: галстук, свастика, полосатая ленточка, венок, значок ГТО, эмблема "Спартака" - нужное подчеркнуть... а ненужное (им) они потом вычеркнут. И пронумеруют, предварительно (уже насильно) повесив другой ярлык.
Я жила среди "единого порыва" - и знаменитый писатель, судя по возрасту, там тоже жил.
Но сейчас при виде одной и той же картины (он хорошо описал, я легко себе представляю то воодушевление и чудесное настроение той хорошей и доброй толпы) у нас возникают разные чувства. У него что-то вроде зависти и ностальгии (вот бы и мы так!), а у меня... что у меня?
Понимание - это раз.
Да-да, я их прекрасно понимаю, я сама бывала в таких весёлых, искренних, поющих объединениях, мне легко войти в роль, я же помню свою юность, у нас с друзьями была чудесная компания, называющаяся "Районный комсомольский штаб" - ах, как нам было весело вместе петь самодеятельные песни, маршировать, ходить в походы, ездить в лагеря и на слёты... видимо, это считалось подготовкой к строительству коммунизма, но нам было весело, мы были немножко избранными, у нас была своя форма, своя иерархия, свои недоступные для непосвящённых словечки, отзыв-пароль, казаки-разбойники, детские, в сущности, игры, безвредные.
У нас был свой герб, девиз, гимн.
У нас был жест приветствия и прочие ритуалы.
При пении гимна все искренне и радостно вскакивали с мест - от всей души.
Только знаете... меня, помню, покоробил один эпизод.

Мы (наша группировка) однажды оказались среди таких же, но собранных из всех районов столицы нашей родины (с большой буквы Р-р-р). У тех объединений тоже были свои символы и ритуалы - и общий для всех комсомольский значок вроде как озарял всё это молодёжное единство и, казалось бы, жить да радоваться. Хотя бы внутри самих себя, среди "своих" - не задумываясь, конечно же, по молодости лет, о тех комсомольцах, которых никогда бы не приняли в это прекрасное братство лучших... что уж говорить о непринятых даже в комсомол: им потом ни в институт не поступить, ни заняться в жизни тем, чем хочется... но мы-то не такие, у нас всё хорошо, мы, шестнадцати-семнадцатилетние, приехали в большой лагерь на берегу прекрасного моря, мы поём чудесные романтические песни, мы охотно строимся и маршируем... выносим знамя, воодушевлённо вскакиваем, заслышав гимн.
Только наш гимн, как вдруг выясняется, для остальных сотен присутствующих - просто песня.
Одна из многих.
И все её просто поют, а мы... у нас серьёзные лица, нам кажется, что наш гимн достоин уважения, пусть и они все встанут... но зал огромен, нас не так много, а я - которая никогда не присоединяется к чему-либо всеми-всеми... чем там? "фибрами души"? - я смотрю на всё это как бы немного со стороны и чую в этом тот самый подвох. Ведь ещё немножко - совсем немножко, несколько призывов и убедительных слов нашего личного "фюрера"! - и может возникнуть конфликт.
Не обязательно примитивная драка, нет, но какой-нибудь бойкот и выход, ещё какая-нибудь демонстрация протеста... и это (думаю шестнадцатилетняя я) из-за такой малости, из-за такой ерунды, как вставание во время пения песни?

Как болельщики, ей-богу!
Я всегда удивлялась на болельщиков и сама могла "болеть" только разово, включив внутри себя эту опцию на время матча... да и то я всегда радовалась просто красивому голу. Даже чужому.
Я не болельщик по духу. И не патриот. И не умею сливаться в едином порыве - разве что до определённой степени, не глубже.
Почему-то у меня внутри (может, от закоренелого эгоизма? заметьте, я не утверждаю, что это хорошо!) есть некий барьер, до которого я могу объединиться с приятной мне группой людей.
Я могу надеть некий карнавальный костюм - униформу и искренне поиграть во что-то такое.
Вроде аплодисментов и восторга от концерта или спортивного достижения, вроде общего весёлого хоровода или другой зажигательной лезгинки, я с удовольствие станцую, но... но потом я пойду домой и ни за что не стану участвовать ни в каких действах фанатов и болельщиков. И всегда знаю, что форма на мне - это только внешнее, лишь немного, не до глубины, затрагивающее душу.

Сколько раз я ловила себя на чувстве Скарлетт, когда (помните? перед балом?) её сначала захватывает общий порыв патриотизма, а потом она вдруг прозревает и видит всё, как есть. Что на самом деле все эти словеса, флаги и гимны прикрывают войну, да и всё. А уж патриотизм с национальной окраской... я прекрасно понимаю нынешних украинцев - я, в отличие от известного писателя, не завидую им, я эмпатически ощущаю их душевный порыв - это юность, это ощущение единства и независимости, это пресловутая пассионарность, это, видимо, неизбежный этап...
Но меня одинаково настораживают любые проявления этих массовых чувств - под любым флагом, в любом костюме, я боюсь этого разделения на "наши" и "другие".
Поэтому второе моё чувство (после понимания) - это что-то вроде страха. Я одинаково боюсь и тех, кто с георгиевскими ленточками, и тех, кто предпочитает другие ленты, если это демонстративно, бурно и всерьёз.

Да, скажете вы мне, а вот в прекрасной Голландии вся страна в один день надевает оранжевый цвет королевского флага и празднует, и всем нравится, и ирландцы носятся со своим зелёным клевером, и американцы со звёздно-полосатым фетишем... ну да.
А я и не говорю, что там это хорошо и правильно. Но таковы реалии, да.
Хотя та же Голландия повеселится денёк в году, да и всё - и это именно то отношение к прошлому и прочему фольклору, которое премлемо и для меня. К тому же в Голландии оранжевость означает не национальную принадлежность, а только подданство. Да и всерьёз (так, чтоб воевать и с вдохновенными такими, суровыми лицами посматривать!), как мне кажется, это там никто не воспринимает. Просто повод попраздновать, вроде Хэллоуина.
Или вот когда-то в нашей турецкой школе затеяли наряжаться в национальные (народные, старинные! это немаловажно! устарело это всё!) костюмы, и это было душевно и мило, я рассказывала.
И идея была именно в том, что все разные, но вместе поют, в едином порыве, и это мне как-то ближе. Когда без объединений вокруг чего-нибудь, особенно такой сомнительной идеи, как "нация".
Искренне надеюсь, что те, кто в едином порыве в народных костюмах пел гимн в Лондоне, воспринимали это не настолько всерьёз, как известный писатель, а просто... концерт же!
Немножко костюмированный бал, веселье, молодость, и я только за.
Лишь бы потом не было всяких "против", эх.

Не бейте меня опять!(с)))
Это я просто рассуждаю, без всяких выводов - считайте это черновиком.

ПС. Убегаю в школу, на родительское собрание, на комменты (если кто готов со мной поговорить об этом))) отвечу позже!

почти мысли, плюсквамперфект

Previous post Next post
Up