Школьный театр - 2

May 08, 2013 16:30

А давайте не про то, что положено, а совсем про постороннее?
Просто так, поговорить?
А то кругом то Пасха, то День Победы, то митинг - я не против, конечно, но что-то я заскучала.
В общем, я на всякий случай дико извиняюсь(с) - и буду болтать просто так.
О разном и, наверно, не очень актуальном.
В продолжение темы "Школьного театра"...
Я, собственно, тогда ещё, посмотрев на свои фотки, хотела написать именно об этом, но отвлеклась.
На свой любимый театр.
А ведь не театром единым...

Взрослый театр, как и вообще жизнь, штука прекрасная, но довольно жестокая.
Главное - результат, то есть хороший спектакль.
Никто не будет из жалости давать главную роль дурнушке или заике. Если ты толстый, то не принц. В оперетте надо уметь петь и танцевать и так далее.
Когда я стала руководить школьным театром, я поняла, что эта концепция здесь не годится.
Вернее, кого-то она, может, и устроила бы, но не меня.
Я хотела, чтобы у всех моих "актёров" было счастье театра - как процесс, а не как результат.
Кроме того, театр у нас был английский, а школа самая простая, турецкая, государственная. Так что мне в процессе постановки хотелось ещё и научить детей английским словам, которых они не знали совсем.
И задействовать всех - да, я не хотела выбирать лучших.
Потому что это всё равно, как если врач будет выбирать тех пациентов, которые поздоровее на вид.
Я и в Москве никогда не отказывалась ни от каких учеников, и здесь решила действовать так же.
Местные учителя и администрация меня не одобряли: им же хотелось показать хороший результат, то есть спектакль.

А я дала одну из главных ролей мальчику, который заикался.
Классная руководительница(!) очень просила меня исправить эту "ошибку" и выбрать того, кто и так вечно декламировал всякие патриотические вирши на линейках... понятно, что так оно проще и результат, то есть спектакль, был бы, наверно, лучше.
Но выбранный мной мальчик заикался не всегда, а, как водится, от сильного волнения.
В основном, у доски и от насмешек одноклассников.
А когда мы с ним выучили роль да всё отрепетировали, то на сцене он практически не заикался.
Да если бы и заикался? А судьи, то есть зрители, кто?!
Школьники, учителя да родители - кому ещё интересно наше шоу?
Да, потом мы вышли на большую сцену - и нас смотрели школьники, учителя и родители из других школ района, ну и что?
- Да, - твёрдо сказала я всем, - эту роль будет играть этот мальчик. Ему это нужнее, чем вашему любимчику-декламатору. А он у меня играет Кота и безумно счастлив, что может кривляться сколько угодно, а не стоять патриотическим столбом. Мне тоже важен результат, но это не только спектакль!
У каждого свой результат.
У зрителей в данном случае свой: признать и принять тот факт, что кто-то заикается, кто-то не выговаривает звук "р", кто-то толстый, кто-то не красавец - и порадоваться за их старания и успехи и поаплодировать.
Хотя результат, то есть спектакль, был бы, конечно, лучше, если бы Золушку играла моя Аска, а сказочник ни разу не заикнулся.

Я разделила класс на две группы.
Поклялась, что роли получат все-все-все.
Первая группа ставила "Золушку" в первом семестре, вторая "Спящую красавицу" во втором.
Вторая группа немножко завидовала, но я шепнула им, что их пьеса сложнее и интереснее, с неё никак нельзя начинать, надо хоть немножко подучить инглиш (который, к слову, они тогда все ненавидели!).
Девочки смотрели ревниво и насторожённо: Мачеха и Сёстры - уродины, Королева и Фея - старые, придворные дамы - массовка, Золушку, конечно же, будет играть Аска... как же иначе? Мальчики метили в Принцы, не снисходя ни до чего другого.
В день перед первой читкой мне звонили взволнованные мамы, я их успокаивала, как могла.
Мамы (как и дети) были уверены, что мне, как руководителю, важнее всего результат.
Пьеска была маленькая, я лично слепила её из простейших английских слов и фраз, непрерывно сокращая и упрощая... тот ещё труд, но нам было не до Шварца: дети едва выучили английские буквы.
И эта крошечная драма на глазах превращалась в настоящую детскую трагедию: одна красавица на всю пьесу!
Ну уж нет, не надо мне никаких результатов - пусть будет счастье процесса!

- Друзья мои! - начала я свою тронную речь. - Мы с вами приступаем к прекрасному и весёлому занятию! Мы не просто поставим пьесу и покажем её всей школе, мы будем учиться танцевать, двигаться по сцене, плакать, когда хочется смеяться, не смеяться, когда смешно, падать в обморок и превращаться в другого человека. Ролями будем обмениваться - там видно будет, кому кого играть! Пьеса маленькая, мы все выучим её всю наизусть, заодно и пятёрка по инглишу обеспечена! У нас не будет плохих ролей: сёстры и мачеха будут красивы, но им придётся сыграть очень противные характеры; фея, королева и придворные дамы тоже будут красавицы. У Принца роль самая простая, Король и его министры посложнее, важнее всех у нас Сказочник, потанцевать удастся всем... послушайте музыку - подойдёт?
"Вальс цветов", услышанный впервые, не мог не произвести нужного впечатления, и мы приступили к читке и вальсу.
И Сказочник немного заикался. Но в пару ему была поставлена знающая инглиш Аска, которая иногда выручала его от затянувшихся пауз.

В нашей платной частной школе все лучшие роли играют реально лучшие.
Результат, то есть спектакль, конечно, выглядит шикарно. Но... нет, я не утверждаю, что я права, но мне кажется, что в школьном театре организаторов должно волновать что-то, кроме результата. В нашей школе дети выучивают одну-две свои реплики, общую песню, да и всё.
Красавица-отличница, желательно изначально неплохо владеющая английским, получает главную роль. Так всем проще и, наверно, правильно? В жизни же потом всё так и будет...

Я пустила на наши читки и тех, кому предстояло играть во втором семестре: иначе откуда бы они узнали английские фразы "Что это? - Это книга! Открой её!" - простая школа не предполагала таких высот овладения иностранным языком.
Через месяц наших занятий было родительское собрание, на котором выступала "англичанка".
Быстро выяснилось, что она до сих пор мало кого знает по именам ("Вас много, а я одна!") и что учить детей вообще-то не намерена. Программа очень сложная, дети шумят и мешают, а она сама раньше преподавала в "элитной" школе, а тут... вы уж как-нибудь: курсы вам в помощь... и потом: некоторые же вот могут! вот Ася, например...
- Ася, - быстро возразила я, - вовсе не пример! Она-то и до этого немного знала английский, причём я специально не занималась с ней, чтобы она училась вместе со всеми, не воображала, не скучала и не привыкала бездельничать! А у большинства родители не знают английского и не могут заниматься с детьми, это же обычная, не "элитная" школа!
Дама поморщилась.
Ей решительно не нравилась идея учить всех подряд, большинство учеников она заведомо считала безнадёжными.

Мне кажется, такой подход довольно типичен и для России.
Например, издавна повелось, что в "английские" и прочие языковые школы принимают только детей с идеальным произношением: всегда требовалась справка от логопеда, а чтобы получить её - иногда предварительные занятия с ним.
Я не против логопедов и занятий (кто ж будет против-то?!), но почему-то подразумевается, что учить английский будет дозволено только тем, кто заведомо не будет терзать слух учителя своим несовершенным выговором. Как будто "живые" англичане с рождения выговаривают русский звук "р-р-р", не шепелявят, не заикаются...
Чтобы поступить в школу в Москве (раньше, не знаю, как сейчас) всегда была нужна справка от невропатолога. До определённого момента я как-то не задумывалась: а где будут учиться те, кто чуть более активен, нервен, шумен, невнимателен - или, наоборот, молчалив, замкнут, чуть что - в слёзы?
Меня, например, не хотели принимать в английскую школу в центре Москвы: там был "неестественный" отбор.
При этом я, как вы понимаете, была довольно стандартным ребёнком, без явных отклонений.

В Турции меня поначалу шокировало то, что при поступлении в общеобразовательную школу никто не потребовал от меня никаких справок: ни о здоровье ребёнка, ни о его нервах. О логопедах тут вообще никакой речи: узок круг этих специалистов, страшно далеки они от народа. В первом классе детям проверили зрение, потом делали прививки - да и всё.
Я не говорю, что это хорошо. Но... что-то в этом, по-моему, есть.
Школа-то (читаем по частям!): "обще-" (всеобще!) "образовательная" - значит, в ней должно учить всех подряд, без всякого неестественного отбора.
В Асином первом классе был мальчик с гиперактивностью. Да, он мешал остальным, но... но где-то он же должен учиться.
И каждому родителю "стандартного" ребёнка кажется, что пусть он где-то, конечно же, учится, но не около моего... или в особой такой школе, где они все такие, или... ну, в общем, подальше - чтобы нам не видеть и не думать об этом. Почему мы-то должны из-за этого страдать?
В "элитной" школе, куда я отдала Аску потом, таких не было. Но было полно избалованных отроков, которые мешали ничуть не меньше. И вот их мамаш я иногда пыталась призвать к некоему воспитательному порядку, ибо учителю с этими митрофанушками тяжело, а "стандартным" рядом с ними сложно осваивать программу.
А гиперактивный мальчик, между прочим, всегда правильно решал все задачи - не удосуживаясь записать условия.
Учительница страдала, но приспосабливалась; дети поняли, что в мире есть и немного другие, не стандартные люди... может быть, это хорошо?

Недавно я читала в комментах, где обсуждалась "инклюзия" - совместное обучение "стандартных" и немного нестандартных детей: мол, как представлю, что около моей умницы-красавицы будут учиться эти ненормальные, то мне плохо делается(с).
Или где-то в Америке в школе выбрали первой красавицей девочку с синдромом Дауна. И умные, вроде как интеллигентные люди пишут: неужели вы всерьёз полагаете, что это нормально?! и что ваши дети должны учиться с... этими?(с)
А я сразу вспомнила свою вторую пьесу.

К моменту постановки "Спящей красавицы" мои юные артисты были уже опытными: мы посчитали роли, поняли, что одну девочку придётся брать из группы, уже игравшей в первом семестре.
- Возьмите меня! - взмолилась одна актриса. - Я согласна на любую безобразную ведьму!
Поскольку на безобразную ведьму больше никто не претендовал, этот вопрос был решён.
Мне нужно было семь фей: всех цветов радуги (мы выучим названия цветов), у каждой свой символ (солнце, лес, небо, огонь... мы выучим слова), каждая принесёт пакет с подарком (голос, красоту, доброту... мы выучим ещё слова!) - я пообещаю им разноцветные костюмы и волшебные палочки с гимнастическими атласными лентами.
Один взмах такой палочки с последующим струящимся зигзагом и всплеском ленты зачаровывал и обеспечивал мне мгновенную тишину в аудитории - и девочки жаждали научиться.
Семь фей, восьмая - ведьма, королева-мать - и, конечно, самое главное: сама Спящая красавица.
Я была уверена, что из-за этого возникнут проблемы: потому-то заранее подготовила столько соблазнов для фей.
Но их не понадобилось.
- Красавицей будет Мерве! - единодушно воскликнули девочки.

Я посмотрела на Мерве, которую раньше почти не замечала: девочка как девочка, симпатичная, не более того.
Не красавица, но я была так рада, что обошлось без обид и зависти... пусть.
Красавица Мерве была молчалива, даже несколько нелюдима, слова запоминала с трудом, хотя старалась. Я сократила её роль до минимума и была искренне рада, что она быстро засыпала.
На спектакле, который проходил уже на большой сцене районного Дворца культуры, она была наряжена и подкрашена лично мною, была хороша, со словами справилась, потанцевала с поцеловавшим её в щёчку Принцем... а после поклонов ко мне подошли две женщины.
Как выяснилось, это были мама и бабушка нашей Красавицы Мерве.
- Спасибо вам... - чуть не плакали они. - Спасибо, что вы дали эту роль нашей девочке!
- Да не за что, дети сами её выбрали, что ж тут такого...
- Но вы ведь могли отказаться! Всё-таки у Мерве...
Нет, у Мерве нет синдрома Дауна.
У неё всего-навсего астма, задержка в развитии, элементы аутизма...
Я ничего этого не знала и занималась с ней так же, как со всеми. Иногда молча сердясь на её медлительность, некоторую заторможенность и бестолковость... но не брала в голову: мало ли, какие бывают дети, да и вообще люди.

На фотографиях мюзикла в Мышиной школе вы могли увидеть очень толстую девочку, которая, однако, танцует "диско" в ряду других девчонок.
И это хорошо. Я порадовалась: раньше кастинг в их "элитном" театре был жестоким, как взрослый мир.
А школьный театр, по-моему, не должен быть нацелен на результат, который только спектакль.
Есть и другие, более важные вещи... например, дети учатся не смеяться над физическими недостатками, принимать людей такими, как они есть, не называть "свиньями" тех, кто чуть толще их самих, не думать, что инвалидов надо изолировать в такое отдельное (конечно, хорошее! но чтоб нам не видеть!) место... или надо с самого начала приучать детей к борьбе за существование и естественному (для животных) отбору?

почти мысли, образование, дети, театр, плюсквамперфект

Previous post Next post
Up