О школьном образовании в Испании

Sep 01, 2016 21:48

Как всегда, мгновенно пролетело лето, и вот уже 1 сентября - кроме прочего, День знаний. Дети снова идут в школу. Ну а я отмечу этот день рассказом о школьном образовании в Испании на примере опыта моей семьи.


Вот мое дитятко. Это, конечно, не в школе: на экскурсии с классом в древнеримский театр Сарагосы. На экскурсии полагалось брать специальную тетрадку и всё записывать, а потом иногда выполнять задания.



Учебный год в Испании не начинается первого сентября. Каждый год Министерство образования в каждой автономии составляет школьный календарь с учетом необходимых часов и праздников (среди которых есть как общегосударственные, так и присущие определенной автономии, провинции и даже отдельным городам и поселкам). Обычно в начальной школе учеба начинается числа 7-9 сентября, в средней - в десятых числах. Никакого праздника и цветов по этому поводу: просто пришли и начали учиться. Заканчивается учеба в 20-х числах июня, и это событие как раз отмечается веселыми праздниками.

Чтобы отправить сына в школу, сначала нам пришлось получить направление из Министерства образования, это несложно: отнесли несколько документов с заявлением и через несколько дней уже получили ответ. Направление оказалось именно в ту школу, в которую хотели и где уже побывали, познакомились с директрисой и узнали всё необходимое. В Испании у школ нет номеров, но есть названия. Католические школы названы чаще всего в честь святых или значимых религиозных понятий, а светские носят имена выдающихся деятелей науки, культуры или знаменитых местных уроженцев. Наша школа была названа в честь сарагосского просветителя и педагога Томаса Альвиры. Буквально за год до нашего с ней знакомства она отметила свое 100-летие. Кроме того, несколько лет школа получала награды и премии в числе лучших публичных школ страны. Атмосфера там была потрясающе уютная, семейная. При этом это была одна из ближайших к дому школ: обычная, общедоступная, бесплатная, как и все государственные.

Испанская система школьного образования состоит из 3-х этапов: Инфантиль, младенческое образование типа дошкольного, но в стенах школы, три года обучения, с 3 до 5 лет; Примария, начальная школа, шесть лет обучения, с 6 до 11 лет, и Секундария, средняя школа, 4 года с 12 до 15 лет, после чего еще есть 2 года Бачийерато (Бакалавриат), это как наши старшие классы, но уже за рамками обязательного образования. Хотя все, кто намерен учиться в университете, конечно, идут и туда.

Примария и Секундария делится на двухгодичные циклы. В классы распределяют строго по году рождения, из-за этого сын попал в 4-й, а не в 3-й, как я надеялась, но, возможно, это оказалось не зря. В конце каждого цикла Примарии меняются учителя, а параллельные классы перемешивают, чтобы дети имели больше разных контактов. Но испанцы, и дети в том числе, настолько общительны, что успевают перезнакомиться и без этого. Как правило, Инфантиль и Примария находятся в одной школе, а Секундария и Бачийерато - в другой. Хотя всё может быть и иначе, особенно в разных автономных сообществах. С другой стороны, вся программа единая, можно спокойно переезжать в другие города и автономии, не упустив ни крупицы знаний.

В назначенный день мы пришли к началу занятий. Учебники в ту пору в Арагоне были бесплатными, так что нам их сразу выдали, оставалось только купить несколько рабочих тетрадей и кое-какой школьный материал по списку.

Нам сразу всё рассказали-показали. В школе три входа: один парадный, для педагогов и посетителей, а другой - сбоку, во дворе, для учеников Примарии, с другой стороны - тоже отдельный вход для малышей-дошколят. И у малышей, и у началки расписание было с 9 до 12-30 утром и с 15-30 до 17 вечером. Это в Примарии 3 урока по астрономическому часу с одной получасовой переменой утром и два урока по 45 минут без перерыва вечером. Но на самом деле там часто разнообразят расписание, вносят в него всякие дополнительные активности, но только в пределах указанных часов. Никаких вариантов вроде "отпустили пораньше" или "оставили после уроков". В дневную смену у детей всего одна получасовая перемена, во время которой можно перекусить принесенным из дома бутербродом, запить водой из питьевого фонтанчика, коих несколько на территории, и поиграть во дворе (в любое время года).

Дневной перерыв связан не только с общепринятым деловым расписанием, подразумевающим сиесту - 3-хчасовой дневной перерыв на обед, но и с убеждением, что детям младших классов трудно высидеть в школе сразу целый день без отдыха. Правда, в этом году в нашей и наверное, в других школах Арагона, шли дискуссии об отмене такого расписания в пользу сплошного учебного дня. И кажется, расписание таки изменили. Но пишу о личном опыте, так что продолжу.

К девяти утра родители с детьми собираются во дворе школы у "ученического входа". Дети выстраиваются по классам. Не по стойке смирно, конечно, но просто собираются кучками и рядками с одноклассниками в специально отведенном для каждого класса месте.

Взрослые привели детей и стоят в сторонке, никто не уходит! Начинается трогательная процедура ежедневного прощания. За пару минут до сирены (там не звонки, а сирены) к детям спускаются учителя. Ровно в 9 звучит сирена, и учителя разводят детей по классам, начиная с младших. Родители стоят и машут своим чадам, чада машут в ответ... слезы, улыбки, прощальные напутствия. После этого родители покидают территорию школы, но расходиться не спешат (разве что кому-то срочно надо на работу, но это редкость). Группками он идут в близлежащие бары пить свой утренний кофе, курить сигареты и болтать о том, о сем. Те, кто не торопится, проводят так часик, а то и поболее. Узнала я об этом не сразу, но к концу первого же учебного года меня тоже привлекли к ежеутреннему (а еще и к ежевечернему) ритуалу.

По окончании уроков (дневной части) всё происходит наоборот. Родители (те, что забирают домой на обед) собираются на школьном дворе, ждут сирену, и постепенно начинают выскакивать дети (учителя выводят только самых младших, и то лишь поначалу). Вечером все повторяется. Когда звучит сирена с вечерней смены, никто и не думает расходиться. Родители встречают детей со свертками из бутербродов и прочего перекуса, дети хватают свой перекус и бегут дальше резвиться, дожевывая на ходу. Школьный двор открыт для детей и родителей до самого вечера, дети играют (в основном, в футбол, конечно), родители общаются. Так рождается дружба не только между детьми, но и между взрослыми. Причем, в школу приходят папы ровно в той же степени, что и мамы, а еще и другие родственники, так что состав очень разнообразный и интересный получается. В некоторых школах двор все же закрывается, тогда все перемещаются в ближайший парк, сквер или площадь с барами и детскими площадками.

На дневной перерыв ребенка забирают домой пообедать, отдохнуть, а может и чем-то позаниматься, но работающие родители оставляют детей на весь день. Таких детей кормят обедом и занимают играми во дворе или в здании. Учителя только учат и сопровождают на экскурсии и в поездки. В столовой за детьми наблюдают специальные воспитатели (в малышовых классах даже отмечают, кто как поел, и потом эту информацию предоставляют родителям вместе с оценками, замечаниями и заданиями). А в неучебные часы уже другие воспитатели следят за досугом детей во дворе.

Мне тоже доводилось несколько раз оставлять своего на обед, когда надо было уезжать по делам (несколько раз в месяц это может делать любой родитель, нужно лишь с утра оплатить обед). Обеды там очень правильные, здоровая пища, часто овощные блюда, рыба или мясо, фрукты и молочные десерты. Меню на месяц вывешено на сайте школы, и ему бы позавидовали сторонники ЗОЖ, но порой возникали обсуждения, не исключить ли из меню некий пункт, который явно не пребывал в фаворе у юных едоков. А вот пьют в обед только воду, но испанские дети ее и предпочитают пить обычно.

В школу ходят в любой одежде (большинство детей каждый день в спортивной, потому что много занимаются спортом или сами, или в кружках, которые тоже при школе, или на уроках физкультуры), а на праздники парадная одежда: джинсы, желательно синие, и белое что угодно сверху: рубашка, футболка, водолазка. В основном все носят футболки весной и осенью и футболки с длинным рукавом зимой: очень уж они закаленные, эти испанские дети, в отличие от нас. Сменной обуви там не предусмотрено не только в школе, но и практически нигде (да и гардероб вы там скорее всего не найдете ни в театре, ни в поликлинике). Рюкзачки у большинства детей в началке - на колесиках, поэтому по утрам все районы города просыпаются от характерного звука (треска колес по стыкам тротуарных плиток).

Теперь о собственно уроках. Перечислю для начала, но всё похоже на то, как у нас:
1) Математика
2) Ленгуахе (язык, речь): подразумевается испанский язык и литература или чтение. Литература не является отдельным предметом до самых старших классов и изучается как в курсе родного языка, так и в программах некоторых других предметов.
3) Знакомство с окружающим миром
4) Английский язык
5) Информатика
6) Музыка
7) Рисование
8) Физкультура (которая там называется физическое воспитание, и неспроста, об этом позже)
9) Альтернатива (альтернатива религии, которая раньше была обязательным предметом даже в светских школах, а теперь желающие могут выбирать между католической и некоторыми другими религиями и альтернативой, которая иначе называется "воспитание", "ценности" (имеются в виду нравственные) и суть которой сводится к тому, что там учат "как быть хорошим человеком, и безо всякой религии" - так мне объяснила наша первая учительница). Альтернативу ведет классная учительница, а религию отдельный педагог (но в светской школе это светский педагог).

Собственно, классный учитель ведет испанский язык и литературу, математику, окружающий мир, рисование и альтернативу, а также занимается школьной и внешкольной (экскурсии) работой с классом. Отдельные педагоги ведут английский, музыку, религию, физкультуру и информатику. И в школе есть еще т.н. лечебный педагог для проблемных ребят (коррекция речевых, поведенческих, психических и прочих нарушений развития). Эта коррекция происходит в те же учебные часы: лечебный педагог просто забирает нужного ребенка (по своему расписанию, иногда в паре с еще одним ребенком) с части урока и занимается с ним в своем кабинете, а иногда даже и в классе со всеми, просто тихонько в уголке.

Математика меня поразила своим подходом. То есть вот только что научили сложению типа 2+3, а на следующем уроке - уже 2-3-значные числа столбиком, а еще через урок уже 6-7-8-9-значные, и не по два, а по три-четыре, и все то же самое со всеми прочими действиями. Но объяснения в учебниках потрясающе удобные, понятные и наглядные, так что любой легко поймет.

Окружающий мир тоже интересный, но он гораздо более взрослый, чем тот, что в российской начальной школе. То есть в рамках этого предмета дети изучают курс ботаники, зоологии, анатомии, начальных основ геологии, физики и химии, а также истории и географии, и всё довольно подробно. По истории и искусству - различия в ордерах колонн, да еще с рисунками. Или, например, когда изучали анатомию в 5-м, кажется, классе, требовалось выучить научные названия всех костей и мышц, и уметь их показать (то, что у нас студенты-медики изучают). Порой задают опыты и вообще много интересного.

Язык изучается очень качественно. Обязательной программы для чтения нет, но какие-то книги за год читают всем классом, а в целом очень сильно пропагандируется добровольное чтение. Читай что угодно, хоть комиксы, но только читай, чтобы была привычка брать в руки книгу. Кстати, я с удивлением открыла там для себя, что комиксы - это тоже один из видов литературы, на стыке с изобразительным искусством. И отношение к комиксу вполне уважительное, а не пренебрежительное, как у нас в России традиционно было. И даже классе то ли в 5, то ли в 6 они проходили и разбирали комиксы как вид литературы, выделяли структурные элементы и, конечно, же пытались сочинять и рисовать свои собственные комиксы.

Вот эта творческая составляющая уроков языка меня просто поразила! Проходят поэзию, изучили, к примеру акростих. А теперь придумай свой! Изучили сонет - напиши свой сонет. Стараясь соблюсти все изученные правила и каноны, и, по возможности, в рифму.

На рисовании тоже подход очень академический. Малышей, возможно, учат просто рисовать, а в 4 классе им объясняли и перспективу, и что-то там про цвета, я сейчас многое не помню, но если пороюсь в тетрадках и работах, то наверняка много еще интересного обнаружу. Да, и отдельного урока труда нет, но в рамках урока рисования иногда делают художественные поделки. Немного, всего несколько за учебный год - но очень красивые.

Музыка. Ну тут вообще у нас забавно вышло. Сын, придя через несколько дней из школы, начал говорить: "А знаешь, мама, мне, кажется, надо купить дудочку". Я отмахнулась. Потом выяснилось, что все в классе на музыку приходят с "дудочками". А еще через день мы пошли в большой магазин рядом с домом, и там в отделе школьных принадлежностей я вдруг увидела блок-флейты. Тут до меня дошло, и я сразу ее купила, даже не разбираясь. Оказалось, что на музыке они учатся играть на блок-флейте, изучают нотную грамоты и прочее.Музыкальное образование сохраняется и в средней школе, причем там оно дается еще более серьезно, на уровне музыкальной школы. Музыкальные школы тоже есть, но там учат именно игре на определенном инструменте: ведь остальному учит общеобразовательная школа.

Информатика учила их конкретно обращению с компьютером и разными программами в компьютерном классе. В 5-м классе ее уже не было: научились, и дальше пошло очень много заданий на компьютере и работы с компьютером. В 5 и 6 классах у каждого ученика был свой ноутбук в классе, и часть заданий выполнялась на нем.

По физкультуре есть учебники, а еще требовалось вести по ней тетради и делать в них записи после каждого урока. Без записей - по физкультуре неуд. Кстати, с двумя неудами по любым предметам, включая физкультуру, рисование и музыку (а это всё, что ниже 5 по 10-балльной системе) спокойно оставляют на второй год. Дело обычное, процентов 5 детей оставляют на второй год, и это не трагедия и не позор, хотя и не радует, конечно, никого. Причины могут быть разные: педагоги могут сослаться просто на "незрелость" ребенка и оставить его еще на годик.

Напомню, что пока я рассказываю про начальную школу, в средней многое изменилось. Так вот, пришли мы в первый раз в школу минут за 10-15 до начала занятий, чтобы уладить формальности. Из документов у нас была только бумага из Министерства, а в школе просто записали номер индентификационного документа (карточка резиденции), телефоны домашний и мобильные, и еще попросили оставить телефон кого-то из родственников или близких знакомых на всякий случай (так положено). Никаких медицинских документов с нас не спрашивали (у меня и не было, разве что я на всякий случай сфотографировала еще в Москве прививочную карту на всякий случай, но и она не понадобилась). К докторам тоже не отправляли.

Попросили подписать несколько бумаг. Первое - выбрать, что будет изучать ребенок в качестве религии. На тот момент было доступно: католическая религия, евангелистская и то ли ислам, то ли иудаизм, уже не помню. Или альтернатива. Альтернативу мы и выбрали. Еще надо было заполнить форму, в которой мы даем свое согласие на фотографирование ребенка во время уроков или внеклассных мероприятий и на использование этих фото на интернет-странице школы. Или несогласие, но мы, конечно же, не имели ничего против, а даже за, т.к. впоследствии я частенько скачивала фото с сайта школы себе на память. Никаких денежных взносов платить не требовалось. Обычно в начале года учитель собирает около 8 евро на материалы для рисования и поделок, и потом централизованно их заказывает. Потребовалось лишь заплатить 5 евро - за бумагу для ксерокопий: ученикам очень много заданий и учебных материалов распечатывают на листах.

Еще в начале учебного года можно сделать добровольный взнос в АМПА (ассоциация мам и пап учеников, это типа родительского комитета, только в разы круче, лучше и интереснее, а также полезнее). Взнос фиксированный, в каждой школе разные суммы, у нас в началке было 20 евро, оплачивается только через банк и полностью добровольно. Но заплативший автоматически становится членом АМПА и имеет массу привилегий: скидки на учебную литературу и канцтовары, скидки на кружки и экскурсии и т.д и т.п., хотя цены на кружки и экскурсии настолько символические сами по себе, что даже неловко. Больше вообще никаких затрат в течение всего учебного года. Разве что на праздновании окончания учебного года, учитывая, что дети закончили 2 цикл Примарии и должны перейти на следующий год к другому учителю, собирали деньги на подарок классной - именно памятный сувенирный подарок. Сдавали на него по 3 евро, и меня десяток раз переспросили, уверена ли я, что хочу сдавать. По окончании примарии тоже дарили подарки учителям, но тоже собирали очень небольшие суммы, а учителя стали для всех нас почти членами семьи, поэтому дарили искренне и от души.

Ну а затем нам представили нашу первую учительницу. Ее звали Мария-Долорес. Это была маленькая и тоненькая пожилая дама с красивыми седыми волосами и милой стрижкой. Через несколько дней она пригласила меня в школу. Надо сказать, что в Испании не принято просто так приходить к учителям (хотя в младших класса иногда допустимо, если есть вопросы). Если родитель желает что-то обсудить с учителем, он должен заполнить специальную форму (обычно в школьном дневнике есть несколько страниц с образцами заявлений) или хотя бы просто написать записку. Учитель назначает день и время. Если учитель желает видеть родителя, то он тоже заполняет форму в дневнике или пишет записку, которую ребенок потом возвращает в класс с подписью родителя (т.е. сообщение получено). Собственно, все вопросы, связанные с успеваемостью и поведением ребенка, обсуждаются только в приватной беседе родителя с учителем. На общем собрании детей индивидуально не обсуждают, а решают только всякие оргвопросы. Еще из школы дети регулярно приносят листочки с информацией самого разного плана: о родительских собраниях, о записи на кружки, об экскурсиях, о встречах в читательском клубе для родителей или о лекциях психологов для родителей и т.д., и т.п. Мне каждый день было очень интересно заглянуть в рюкзак сына и найти очередную бумажку.

Ну так вот, Мария-Долорес сказала, что для начала всё очень неплохо, читает и пишет без ошибок, но удивилась, что по математике не может считать вот эти многоступенчатые 8-значные примеры (см. выше). Кроме того, он еще плохо знал испанский и почти совсем не знал английский (потому что начинал учить навязанный нам в России немецкий). Потом, на ближайших каникулах, мы, конечно, быстро его подтянули в этом, но на тот момент Мария-Долорес на мое заверение, что он еще так не умеет, только задумчиво бормотала: "Не может быть, чтобы не умел. Наверное, он просто привык это делать каким-то другим способом". Точно так же потом она удивилась, что он не умеет играть на флейте. Я объяснила, что в России дети в школах не играют на флейтах. "А как же тогда они музыке учатся?" - искренне удивилась учительница. Ну а флейту мы догнали, скачав самоучитель.

Что касается детского коллектива, то он принял сына превосходно. Испанцы, и дети и взрослые, мгновенно заводят дружбу и живо интересуются "новенькими", особенно такими экзотическими (кроме нас, в школе русских не было). Ребята учили сына языку, а на переменках - играть в футбол. Правда, бывали и конфузы. Однажды в рабочей тетради я увидела выполненное задание, в котором надо было подобрать определения к существительным (например, роза - прекрасная, хамон - вкусный), и у него было написано "роза - безобразная" и хамон - отвратительный. Отрок таких слов еще не знал, и я поняла, что ребята так поразвлекались, подсказывая ему. Но я не в обиде: дети есть дети. Что касается самого отрока, то после первого же школьного дня он стал туда чуть ли не на крыльях летать. И это при том, что в школу надо было ходить два раза в день. Он бежал туда, приговаривая: "Ооооой, какая интересная школа!!! Да в такую школу я хоть три раза, хоть пять раз в день готов ходить!"

Буквально сразу после начала школьных будней, директриса, тоже замечательная дама по имени Эстер, будучи лечебным педагогом, взяла его на свои занятия по языковой адаптации (она занималась и с другими билингвами и иностранцами). Вскоре Эстер обнаружила, что почерк у моего ребенка стал совсем безобразным. Чистая правда. В 1-2 классах в Москве он научился красиво писать, а вот тут взял и забил. Эстер в этом увидела (совершенно справедливо) проблему не почерка, а развития моторики. Она тут же вызвала меня (по приведенной выше схеме) и дала сразу столько заданий, что я думала, мы больше света божьего не увидим. Это была целая стопка бумаг с рекомендациями по поводу осанки, правильного положения за столом, рабочего места, правильного удерживания пишущих принадлежностей, развивающие моторику упражнения и и много графических заданий. И в довершение она выдала нам разноцветную тончайшую papel de seda, шелковую бумагу - думаю, что это больше всего похоже на папиросную бумагу, очень тонкую и разноцветную. Ее используют для всяческих поделок. Надо было отрывать маленькие квадратики этой бумаги, и пальцами одной руки (без помощи второй руки) скатывать из нее шарики. Скатанные шарики следовало складывать в пакетик и приносить ей, чтобы она видела, сколько накатал. Что интересно, через пару месяцев почерк и правда выправился, стал красивым и круглым (ничего, что через несколько лет от обилия писанины он снова стал неидеальным). Терапия помогла, ну а может, отроку просто надоело катать шарики.

Через недельку-другую после начала учебы, я достала из рюкзака сына книгу. Это была просто детская книга, и я удивилась - в библиотеке, что ли, взял. Но на обложке стояло имя автора: Мария-Долорес Толоса Родригес-Морсийо. Книга называлась "Восстание Зеленых Ребят". В ней была дарственная надпись с автографом от автора: "Максиму, с любовью". Оказалось, что наша первая испанская учительница была не просто учительницей, а еще и издаваемой писательницей, автором книг для детей, подростков и даже для взрослых.И вот она подарила свою новую книгу всем своим ученикам. То, что я читала, мне очень понравилось. Кроме того, она 40 лет проработала в школе, основала школьную библиотеку, всячески популяризировала чтение. К сожалению, вскоре Мария-Долорес ушла на пенсию, прямо посреди учебного года. В ее честь назвали школьную библиотеку. Всем было очень жаль: и дети, и родители ее очень любили. Но она потом частенько приходила в гости (тогда, если это было после уроков, дети с ошалелыми глазами и воплями "Мария-Долорес пришла" летели к ней навстречу). А она, в свою очередь, в каждый свой визит, одаривала всех учеников леденцами и сладостями.

К слову, учителей все зовут по имени и на "ты", в испанском языке "вы" существует, но используется в редких особенных случаях, связанных с деловым этикетом, в основном. Обратиться к учителю можно еще "сеньорита", независимо от возраста учительницы. Так обращаются в начальной школе, а в средней они уже крутые и зовут учителей "профе" (сокращение от "професор", что означает "учитель"). Кстати, учителей-мужчин даже в начальной школе примерно столько же, сколько и женщин, ну может отношение 40 : 60.

Так началась учеба моего сына на новом месте. Получилось хорошо. Тот учебный год он закончил уже на "восьмерки" (по 10-балльной системе), а дальше только улучшал результаты по отдельным предметам. И это настолько интересный и приятный для нашей семьи опыт, что мы о нем не забываем ни на день. Возможно, я еще когда-нибудь вернусь к этой теме. Спасибо всем, кто осилил.

Школа, Испания, Образование

Previous post Next post
Up