Как бикини испанскую экономику спасли

Jul 28, 2016 16:15

Интересно, что многие улицы (точнее - большинство улиц, если не считать исторический центр) в Бенидорме носят названия разных стран мира: Греция, Дания, Исландия, Финляндия, Португалия, Бельгия, Румыния, Польша... Даже недостроенную улицу Кореи мы видели, но довольно высоко на склоне горы. Да похоже, что там все страны присутствуют. Другие названы в честь известнейших городов: Гамбург, Неаполь, Лондон, Пекин, Токио, Вена - всех не перечислить. Есть улица Европы и улица Эсперанто, улицы, названные в честь испанских автономных сообществ, городов и островов... Улица России нам не встречалась, но по улице Москвы мы даже ходили. Еще ходили по улице Сарагосы, причем их там целых три. Так как этот город стал для нас почти родным, то захотелось узнать об этих улицах подробнее. Оказалось, что все они названы не в честь нашего города, а в честь местных выдающихся деятелей по фамилии Сарагоса, все трое - уроженцы Бенидорма. Одна из центральных улиц носит имя Франсиско Сарагосы и Суч, морского главнокомандующего второй половины 19-го века. Вторая - это проспект, названный в честь Хуана Фустера Сарагосы: он был ученым, педагогом и политиком. А третья, тоже один из центральных бульваров, увековечила в своем названии имя Педро Сарагосы Ортс, он был мэром Бенидорма с 1950-го по 1967-й год. Этот последний - один из любимых мэров Бенидорма, несмотря на его многолетнюю и искреннюю дружбу с генералом Франко и его семьей. Более того, Педро Сарагоса - истинный создатель современного Бенидорма.




А дело было так. Придя на пост городского головы, дон Педро решил сделать Бенидорм городом, во-первых современным, а во-вторых - максимально привлекательным для туристов, и не в последнюю очередь для иностранных, преимущественно из Северной Европы. Он, видимо, еще в те годы, когда Испания была закрытой страной, очень точно просчитал перспективы и выгоды такой политики. Его уважают не только за попытки, а и за то, что еще в бытность на посту мэра он сумел как спланировать, так и воплотить свои желания: полностью изменить градостроительную концепцию Бенидорма в сторону вертикальной застройки с широкими проспектами (он даже сам создал генеральный план строительства, по тем временам очень новаторский), обеспечить город водоснабжением и привлечь туристов в разгар франкистской диктатуры. В интернете, на одном из русскоязычных сайтов про Бенидорм, есть одна байка о том, как это было:

"Он нашел семью оленеводов, и, заплатив им энную сумму денег, уговорил провести рекламную компанию. Они вместе ездили по аэропортам с табличкой «Эта северная семья едет отдыхать на побережье Бенидорма». Такие рекламные акции в то время были невиданны, новость о такой редкости прокатилась по Европе и оттуда потихоньку стали стекаться туристы". Отсюда.

Мне не удалось найти ничего похожего на испанском языке, так что считаю это чистой выдумкой, хоть и весьма красивой. Ресурс, с которого я это процитировала, "чуть менее, чем полностью" (с) состоит из неточностей, так что даже ссылку даю скрытую и только ради соблюдения формальностей. Однако правда в том, что в Испанию потянулись туристы, причем в большинстве своем из Великобритании (вот почему британцы до сих пор считают это место свои курортом, а многие там даже осели, образовав свои британские кварталы).

А вот другая байка является истинной правдой: об этом эпизоде писали официальные издания и, похоже, именно он сделал дона Педро таким популярным не только в Бенидорме, но и в Испании в целом.

В Испании тех лет ношение бикини было запрещено, а дон Педро Сарагоса разрешил носить бикини на пляжах своего города личным распоряжением. Начались преследования: Гражданская Гвардия завела на него дело, а церковь во главе с местным архиепископом собралась предать его анафеме, то есть отлучить от церкви. Гонения обрушились не только на мэра: иностранок, рискнувших обнажиться до "двух лоскутков", как тогда порой называли бикини, тоже всячески преследовали и оскорбляли. И тогда, в 1953 году, дон Педро сел на свой итальянский мотороллер Веспа и на огромной скорости, не теряя времени и не останавливаясь, доехал до Мадрида, а это более 450 км по шоссе. Там он явился в резиденцию Франко (в Эль Пардо близ Мадрида), предстал, весь перепачканный машинным маслом, перед генералом и попросил покровительства и защиты. Ему было важно, чтобы бикини были разрешены высшим распоряжением, которое имело бы законную силу, в том числе чтобы закон мог наказать и чрезмерно зарвавшихся преследователей модной новинки. Основным аргументом, конечно, были экономические перспективы от притока иностранного туризма для скудной в те времена экономики Испании. По преданию, одной из первых фраз диктатора в ответ на просьбу была: "Но ведь они же даже не панталоны" (имелась в виду деталь женского нижнего белья). Однако, как ни странно, Каудильо поддержал дона Педро, разрешил ношение бикини, но только на пляжах Бенидорма. С тех пор мэра никто не трогал, "два лоскутка" стали обычной пляжной нормой, а тот стремительный визит в столицу перерос в долгую дружбу между мэром и семьей диктатора.


Фото туристки в бикини на пляже Бенидорма, из биографии Педро Сарагосы, взято со страницы "El Mundo".

Мэр-мечтатель, сумевший воплотить свои замыслы и из небольшого рыбацкого поселка сотворить грандиозный туристический рай, - так воспринимают благодарные жители Бенидорма и Испании сеньора Сарагосу по сей день. Два года назад кинорежиссер Оскар Бернасер снял игровую короткометражку под названием "Бикини", которая с тех пор получила более 60 премий на международных кинофестивалях. В то же время Педро Нуньо де ла Роса написал биографическую книгу о бывшем алькальде: "Мечтатель, который изобрел Бенидорм".

Бенидорм, Коста-Бланка, Испания, Сарагоса

Previous post Next post
Up