Внезапно закончилось лето: об этом явно заявляет московская погода и день 1 сентября, когда в России начинается учебный год. По этому поводу в сегодняшней рассылке ЖЖ оказалась
статья о школьной программе по литературе, которая привлекла моё внимание. В том, что при чтении некоторых произведений современному школьнику порой нужен словарь, у меня был шанс убедиться, когда моё собственное чадо вымучивало какие-то (интересные, причем) книги, где попадалось слишком много устаревшей лексики. Когда в очередной раз я замучилась отвечать на вопросы (переводя с русского на русский) в переводном тексте «Гулливера», я отправила чадушко в школьную библиотеку (а училось оно тогда в школе в Испании) за такой же книгой на испанском, и проблема решилась, несмотря на то, что в испанском оно тогда ещё было далеко не виртуозом. Интересно, что в испанском переводе, кстати, не было особых архаизмов. Не менее интересно и то, как устроено преподавание литературы в испанских школах.
Нет-нет, не так, конечно, это на экскурсии. Но нужна же какая-то картинка, искать некогда.
Последние десятилетия испанское общество ставит задачу приобщать детей к чтению (да и взрослых тоже, хотя, по моим наблюдением, книгочеев в стране много, по крайней мере мне повезло общаться именно с такими людьми). Для достижения цели призывают в первую очередь читать, и при этом чтобы процесс был привычным и приносил радость. И поэтому... в школах почти нет «обязаловки».
Есть некоторое количество литературы для обязательного чтения, в зависимости от класса (и соответственно возраста учеников), а в старших классах и от выбранного направления, потому что изучать науки или технологию с математикой совсем не то же самое, что «буквы», как там называют филологическое направление.
Единой незыблемой программы по литературе нет. Каждый год Министерство образования выпускает рекомендованный список литературы (он меняется, в том числе в зависимости от дат памятных исторических событий или значимых литературных юбилеев).
Обязательные для чтения книги (именно художественные!) изучаются не только в курсе испанского языка и литературы (отдельного предмета литература нет, они идут в паре), но и в курсе, например, истории - с сюжетом, развивающимся в определенный период) - или географии.
Часто это увлекательные и даже приключенческие истории, главные персонажи которых - дети или подростки примерно того же возраста.
Чем старше класс, тем больше чтения, и больше классики. Испанская литература не менее велика, чем российская, так что выбор огромен: от средневекового эпоса о Сиде, через Лазарильо, Сервантеса, Золотой Век, всевозможные литературные «поколения», не забывая и о литературе Латинской Америки, написанной на том же языке, до великих 20-го века и гениев современности. Но при всем этом за год читается от 3 до 5-6 книг, в зависимости от уровня.
И никаких сочинений на заданную литературную тему! По книгам выполняются работы с вопросами и заданиями, где есть и непременное «личное впечатление», чтобы порассуждать в свободной форме. Но не сочинение в привычном нам виде.
А сочинения пишут на другие темы, часто с литературой вообще не связанные. Ведь основная задача - научиться правильно излагать свои мысли, а не повторить чьи-то общепринятые взгляды. Вот список из 20 тем для сочинений в 1 классе средней школы (это первый класс после 6-летнего обучения в началке, и детям в этот момент 12 лет).
1. Автобиография.
2. Моё лучшее лето.
3. То, что делает меня счастливым.
4. Машина времени (выбрать момент в прошлом или будущем или в определенный период своей жизни).
5. 100 миллионов евро (как бы ты ими распорядился и стала ли бы твоя жизнь лучше или счастливее).
Это всё как бы общечеловеческие темы. А далее идут очень даже творческие, по жанрам.
6. Написать рассказ в жанре ужастика. Необходимые элементы: злодей (уже известный типа Дракулы или придуманный учеником), своеобразное место действия, жертвы с прописанными характерами (трус, смельчак, благоразумный и т.п.) и неожиданная развязка.
7. По образу и подобию «Лиги справедливости» (фильм и комикс) с вымышленными забавными супергероями.
8. Любовная история.
9. Дети-пираты терпят кораблекрушение и учатся выживать на необитаемом острове.
10. Утопия. Вообразить себя в качестве правителей города. Расположить этот город во времени и пространстве (выбрать эпоху и местность - горы, остров...), продумать городские постройки и сооружения, средства коммуникации, организации любого типа и многое другое.
11. Супергерой. Придумать, каким бы ты был супергероем, какой суперсилой обладал и как при этом умудрялся бы вести обычную жизнь дома и в школе.
12. Пародия. На любую всем известную сказку - Белоснежка, Красная шапочка, Три поросенка... Изменить детали до абсурда (так, влюбленный принц может оказаться геем, а Золушка лентяйкой).
13. Сюрреалистическая история. В классе все сообща вырабатывают произвольный список слов, который потом надо соединить в рассказе.
14. Рыцари квадратного стола. Ещё одна пародия с заданными персонажами: рыцарь, вес которого не выдерживает лошадь, тугоухий король, ветреная принцесса, закомплексованный дракон, считающий себя слишком толстым, злая колдунья с высотобоязнью и т.п.
15. Почему мы боимся пауков, но не боимся улиток? Аргументировать, даже если аргументы - чистая ерунда. Использовать 5 различных типов аргументации (логика, статистика и т.п.).
16. Кругосветное путешествие. С описанием реальных стран, через которые пройдёт путь, и используемых средств передвижения.
17. Необычная новость. Найти газетную статью с любопытным или забавным заголовком и на его основе придумать свою новость, следуя структуре выбранной статьи.
18. Самая странная в мире реклама. Придумать продукт и его дизайн и написать сценарий рекламного ролика этого продукта, чтобы как можно успешнее продать его.
19. Радиосериал «Сломалась наша любовь, от слишком частого употребления». Это фраза из песни Росио Хурадо, а ученикам предлагается написать фрагмент шуточной главы для этого сериала, используя приемы диалогов и языковых особенностей испанского Венесуэлы.
20. «Дорогой дневник, в этом году»... Работа для конца учебного года с анализом произошедших событий и переживаний.
Конечно, не все такие «сочинения» надо писать за учебный год. Что-то по выбору, а какие-то вообще по желанию. Некоторые работы можно делать авторским коллективом в группе. Учителю тоже хорошо - не придется проверять 30 похожих работ подряд.
В курсе по языку и литературе изучают много теории литературы, и вот по каждому новому знанию задают творческие работы (несложные и короткие, но увлекательные). Прошли форму сонета - напиши свой сонет. Акростих - то же самое. Изучили структуру комикса - сделай свой. Мне кажется, такие задания очень развивают креативность учеников.
Есть ещё и книги не для обязательного чтения (рекомендованный список также утверждает министерство или кафедры на местах). По этому пути в последние годы склоняются идти дальше и больше. По прочитанным книгам тоже делают интересные работы.
А ещё в учебнике по языку и литературе в начале каждой темы публикуют отрывки из произведений. На примере отрывка в течение всего раздела изучают лексику, грамматику и прочие языковые премудрости, но часто бывает, что прочитанный фрагмент пробуждает в ребенке интерес и он прочитает всю книгу целиком. С моим такое случалось несколько раз (хотя не могу, к сожалению, назвать его уж очень увлеченным книголюбом), и он даже после отрывка про восстание зверей прочитал целиком «Скотный двор» Оруэлла (и прямо скажем, не совсем по возрасту, но всё равно радуюсь).
Вам бы понравился такой подход к преподаванию литературы в школе?
А это мне сегодня ЖЖ подкинул очередную рассылку-напоминание. Этот пост был опубликован 5 лет назад!