Есть такие кредитные агентства, которые присваивают кредитные рейтинги. В частности, странам, муниципалитетам и другим регионам, компаниям. Например:
Standard_and_Poor's.
Заведения со вполне солидной уже историей, что, впрочем, не помешало им прощёлкать финансовый кризис в 2008. Но не о кризисе сейчас речь.
О другом. О том, что кредитный рейтинг компании-эмитента ценных бумаг не может быть выше, чем кредитный рейтинг государства, в котором эти ценные бумаги выпущены. В этом видится доля несправедливости: как же так? ведь возможно же такое чтобы государство наделало долгов, набрало обязательств от которых бюджет перекосило, а компания эмитент (например, добывающая какой-нибудь минеральный ресурс, скажем, нефть) в это же самое время провела модернизацию, оптимизировала процессы, наладила взаимосвязи, отрегулировала менеджмент и всё такое прочее в результате чего оказалась супер-пупер эффективной? С какой это стати ей вместо заслуженных AAA лепят какие-нибудь жалкие BB? Вопиющая несправедливость?
Поглядим в самый низ шкалы: D - был объявлен дефолт и S&P полагает, что эмитент откажется от выплат по большинству или по всем обязательствам. Что будет происходить с государством, которое не может оплачивать свои долги и объявляет дефолт? По-разному. В былые времена кредиторы, случалось, собирали армию, заходили и забирали что приглянулось. Ну или не забирали, но уж экономика от этого явно не расцветала. Нынче могут МВФ какой-нибудь навязать, который тоже навряд ли лучше. Словом, международное сообщество всегда радо прийти на помощь должнику. Ну а должнику вполне логично было бы от такой помощи изо всех сил отказываться. Да причём заранее, не доводя дело до поздней стадии. А выбор у него есть кое-какой. Например поднять НДПИ (надог на добычу полезных ископаемых), или подоходный налог, или налог на прибыль, или ещё какой новый налог учредить. Или произвести национализацию добывающих предприятий. Что в такой ситуации должны будут почувствовать кредиторы, вложившие свои средства в эффективную компанию, работающую в неэффективном государстве? По-видимому досаду от того, что не послушались кредитного агентства, предупреждавшего о страновых рисках.
Всё куплю -- сказало злато, всё возьму -- сказал булат.