6 дней за рулем. Много мыслей, мало болтовни.. В голове рождались строки сами. Придумать бы устройство трансформирующеемысли в слова...
Я расскажу о путешествии именно с точки зрения автомобилиста. Рассказ не хронологический, ибо какая же это тоска читать и слушать повременной рассказ. Разобью историю по частям - тематически.
Выбор маршрута
Выбирая маршрут следования до Алматы ориентировались на свидетельства тех автомобилистов, что недавно бывали в Казахстане. Выяснилось, что вариантов движения от Барнаула два - через Семипалатинск (он же Семей) и через Павлодар.
Разные люди рекомендовали разные пути и, поскольку своего мнения у нас не было, а свидетельские показания разнились - мы послушались большинства и поехали через Семей (так уже несколько лет называется бывший Семипалатинск. Кстати, о том, что его переименовали - мы узнали уже на месте - догадались ибо по карте должен быть один город, а по факту другой. Соотнесли в конце концов...).
Сразу скажу - обратно мы ехали другим маршрутом. Т.е. через Балхаш и Павлодар. Что странно - этот маршрут не длинее первого, но в разы, в сотни раз удачнее. Речь идет о качестве дорог. Дорога от Семипалатинска (Семей) до Талдыкоргана это не просто 850 км (примерно) дороги, это испытание, которое запомнится нам надолго. Это просто стихийное бедствие, это гражданская война, это Гитлер капут, это.. я даже не знаю как еще это называть... Мы испоганили два колеса, одно в конце концов пробили.. Вроде и асфальт есть, а по обочине-гравийке в большинстве случаев сподручнее получалось. Большие промежутки - колея. Большие участки - ямы и выбоины с ОЧЕНЬ острыми краями. Влетаешь в такую - и рыдаешь от жалости к подвеске и колесу. И самое милое - это участки - кочки. Такие плавные волны на асфальте, по которым не едешь, а скачешь. Нос клюет, задница подпрыгивает. Гарцевать на машине - невероятное приключение.. Предположили, что в строителстве таких дорог кроется тоска Казахов по своему прошлому кочевому.. Предки на конях - тыгыдым, тыгыдым, а совеременники на машинах - тыгыдым, тыгыдым.
Один плюс той дороги - машин почти нет. Встречки практически никакой. Так что объезжали препятствия с любой стороны.
И еще одно впечатление - абсолютно прямые дороги уходящие в горизонт. Т.е. это у нас пьяный шорец дороги прокладывал, там будто по линейке в горизонт. А вокруг - степь да степь кругом... На закат можно ехать долго-долго.
В обратную сторону рискнули - и не пожалели - выбрали другой маршрут. Условно некомфортно было километров 80.. Но терпимо. Тоже - выбоины. А в остальном - рай, а не дорога (ну если сравнивать с ТОЙ дорогой).
Прохождение границы
Границу мы пересекали четыре раза (два раза туда и два раза обратно). Ну и естественно на каждом таможенном посту нас шмонали дважды. Сначала провожающая страна, потом встречающая. И, как и в других старнах - пассажиры идут пешком -
водители следуют с машинами. я всегда была водителем. Мне то нормально и привычно, а мужики очень удивлялись:
- Вы что с машиной?! - спрашивает мужик из очереди, в надежде, что я осознаю свою ошибку, уйду к другим женщинам и его место в очереди сократится на одного человека.
- А вы, что нет? - удивляюсь я. И только потом догадываюсь, что причина в том, что я тут как седло на корове в этой очереди.
Русско-казахские границы скучные - мы видели два поста - в Кулунде и в Рубцовске.. Там будки и шлагбаумы. Ни туалетов, ни кафешки завалящей... Не говоря уж об обменном пункте валют. Ничего. Только в приграничной зоне киоск автострахования. И с той и с другой стороны.
На казахско-киргизской границе (оба раза проходили в Бишкекском направлении - есть еще в Иссык-Кульском направлении - но нам было не по пути) всего полно - и заправки и кафе, и обменные пункты и киоски где можно и водички-шоколадки купить и местные симки.
Что касается строгости - больше всего придираются казахи - при чем на всех границах. Ощущение такое, что русским как и Киргизам пофиг. А у казахов и собаки специальные ходят и устройства всякие имеются.. Мне даже один раз посмотрели бензонасос... Зачем-то.... Ищут наркотики. Но у нас вот не было.
GPS
По России мы двигались с навителовскими картами и навигатором. Если бы эта тетя еще не болтала как потерпевшая - ей бы цены не было. В Казахстане карта кончилась и начались головняки, которые мы героически преодолели.
Первый день в Казахстане ехали по компасу и книгее "Автомобильные дороги стран СНГ и России", которую я купила вместе с моей первой машиной. Книга хороша, ей не нужна подзарядка, она не потребляет интернет трафик, не требует денег за обновление... Но она и не может сказать в случае чего где мы. А нам очень хотелось. В результате мы таки нашли выход - мой телефон HTC WildFire S имеет приложение карты. Мой телефон знает что такое джипиэс, мобильный интернет и все такое. Проблема заключалась только в том, что роуминг.. Выход образовался простой - в каждой стране подключали тут же новую симку и так и катались. Теле два - говно - выброшенные деньги. А вот Билайн - рулит. 3 джи везде почти есть и
стоит копейки.
Гаишники
Слава Богам - и там они продаются. Самый доргой штраф
за хрень был в Казахстане - Ванька вместо ближнего света включил габариты (ему моя машина незнакома) и оказалось, что в Казахстане это стоит 8900 тенге. Курс - 1 к 4,5, т.е. габариты стоят почти 2 000 рублей. Мы сторговались до 5000 тенге и уехали с миром. Про штраф в 5000 русских денег я уже писала - слегка бортонули машину гаишников в Талдыкоргане... Еще один штраф в 1000 рублей я заплатила в Киргизии за то, что проскочила незаметив знак СТОП. Был еще на 1800 сом (в Киргизии) - 1500 рублей - это превышение скорости - ехала 120 при ограничении в 50. Все оплаченные штрафы (кроме габаритов) были на лишение. Но, естетсвенно - больше для показухи, ниикто даже не пытался марать протокол. Просто просили денег.
Как избежать штрафов или как понять их знаки.
Очень тяжело давалось понимание знаков ограничения. Вернее не столько их самих, сколько знаков, отменяющих ограничения. В 97% случаев их просто не было. Только заплатив 1800 сом (1500 руб) я была посвещена в их самую важную хитрость:
Чтобы понять, что зона действия знака ограничения (например запрет обгона или ограничение скорости) закончена нужно смотреть не на свою сторону дороги, а на противоположную и, самое главное - в БОКОВОЕ ЗЕРКАЛО. Т.е. как только я вижу отражение такого же знака на противоположной стороне дороги - значит МОЙ ЗНАК уже не действует )))) И это ОЧЕНЬ мило ))))
Ну и еще... в Киргизии как и в России в городе 60, на трассе 90, а в Казахстане - 60 и 110 соответственно.
И там, как и у нас все моргают. В смысле водители моргают. В большинстве случаев. Просто встречка, как я говорила, есть не всегда.
Платные дороги.
Барнаульскую трассу сделали бесплатной, однако в Киргизии мы ездили по платной дороге от Бишкека до города Кара-Куль. Дорога очень хорошая.
Особенно для горной дороги. И покрытие радовало и меры предосторожности. Дороге уже 20 лет почти, но строили ее турки и на совесть. Никаких претензий.
И красиво там очень... Тянь Шань... Горный серпантин, ручьи, горные реки, водопады, горный мед, кумыс... Юрты по обе стороны, стада лошадей. Невообразимо прекрасных лошадей. Периодически дорогу переходят умиротворенные стада всего чего угодно - и овец, и лошадей, и коров.. Не раздражало - умиляло и успокаивало.
Эта дорога стоила 5 долларов с иностранных машин.
Машины
То, что на меня все пялились... Это уже ясно. КАЖДАЯ машина, что обгоняла нас притормаживала, чтобы водитель мог меня по-лучше рассмотреть.
И номера русские - в Киргизии всего пару-тройку раз видели наши номера - причем один раз, в Бишкеке видели даже наш регион - хотелось плакать и целоваться. Кроме того, всех интересовала моя машина - все гайцы, что штрафовали нас обязательно спрашивали - что за машина. сколько она стоила и какого года. Казахские гайцы из Талдыкоргана рассказали, что в Казахстане машины в салонах дешевле. Причем хорошо дешевле - тыщ на 5 примерно. Ну и женщина.. Хотя и там женщины бывают за рулем - видела, но у нас больше. Значительно больше.
Что касается марок машин, то несомненный лидер и в Казахстане и в Киргизии - немецкий автопром. БМВ, Мерседес, Фолксваген и, наконец, Ауди. Тайот минимум, Хонд - минимум.
Водители
Разной степени галантности. На трассах предупреждают дальним светом фар, вовремя отключают дальний свет в случае чего, но не более.
Была одна незадача -
я все не могла понять чего они сигналят. Потому что сигналить могли совсем без повода - я не косячила, не тупила, не злила, а они сигналят. И только спустя несколько дней я догодалась - сигнал - это не только способ поздороваться в приятелем и ругнуться на тупого иностранца - это предупреждение о намерении. Т.е. сигналом они предупреждают других о том, что сейчас они начнут что-то делать - перестраиваться, обгонять и пр.
Автострахование
С этим все просто в Казахстане оно есть (мы страховались прямо на границе на 15 дней - очень недорого) и оно обязательно - как и в России. А в Киргизии его нет.
Главный документ для гайцов - таможенная декларация. Только после заполнения ее мне объяснили, что теперь в Киргизии я не могу пережать машину никому. Так что в Киргизии я рулила совсем одна. Ну да меня это не напрягало. Даже наобороот. Была очень горда собой ;)
Ну вот и все. Если кого-то что-то еще заинтересует.. - Милости прошу. Все расскажу.