«Что есть истина?» - так называется картина русского художника Николая Николаевича Ге. На ней две фигуры: одна - на свету - властная, монументальная как гранитная колонна: другая - в глухой тени - незаметная, измождённая… Кто это? И что нам хотел сказать художник?
Названием картины он задаёт вопрос… А ведь этот вопрос обязательно рано или поздно задаёт себе каждый человек, потому что он - один из главных вопросов нашей жизни. Неправильно ответить на него, это всё равно что получить двойку за всю свою жизнь, не сдать самый главный экзамен.
Похоже, художник очень переживал за двоечников, и потому своей картиной решил подсказать им правильный ответ, подсказать осторожно, шёпотом. Вот только услышим ли мы эту подсказку, поймём ли?
Две фигуры - это Понтий Пилат и Иисус Христос.
Сюжет картины отсылает нас к евангельскому повествованию. Чтобы понять, нужно обязательно знать один кусочек из Библии. О том, как Иисуса Христа схватили римские стражники и привели на допрос к человеку, имевшему власть судить и предавать казни - прокуратору Понтию Пилату.
Пилат допрашивал пленника, но когда Иисус сказал: «Я на то и пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине», прокуратор и произнёс эту фразу: «Что есть истина?»
Пилат произнёс её не как вопрос жизни и смерти, а риторически, так говорят, когда хотят прекратить разговор: «Дескать, о чём тут размышлять, никто не знает, что такое истина, о ней спорят мудрецы... А ты, оборванец, что нового можешь сказать…» На этом разговор был окончен, Иисус ничего не ответил, а Пилат больше и не слушал, он пошёл к народу объявлять своё решение. Ведь у него на всё было своё решение и своё мнение.
А если бы он не был так самоуверен, он бы обязательно услышал ответ. Тем, кто Его слушал, Господь сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь!»
Удивительные слова! Они говорят, что познать Истину может только тот, кто пойдёт путём веры в Бога, и тогда он обретёт и Истину и Жизнь вечную.
А мы готовы ли, хотим ли услышать этот ответ? Или мы также не дослушаем, как не дослушал Пилат?
Николай Ге задаёт нам этот вопрос и ждёт нашего выбора.
Этой картине не очень повезло - современникам художника она не понравилась. Они её не поняли. Её даже убрали из выставочного зала, чтобы она не навлекала на себя новые и новые отрицательные отзывы! Одним не понравилось, что Иисус Христос изображён неказистым, в тени, а не на свету. Ведь свет в изобразительном искусстве всегда считался символом всего доброго, а тьма - символом всего злого.
Но почему же художник изобразил всё наоборот? Почему он изобразил Истину во тьме, не имеющую величественного вида?
Да потому, что часто в жизни мы судим также внешне и принимаем за истину - ложь, и уважаем то, что не достойно уважения. Истина не во внешнем, и познаётся она не внешними очами, а внутренними. Есть ли у нас эти внутренние очи, чтобы видеть и внутренние уши, чтобы слышать?