Скончался ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ

Mar 29, 2012 09:18

Оригинал взят у ng68 в Скончался ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Оригинал взят у bydda_krishna в Таланты и поклонники. Реквием







В Париже в возрасте 75 лет ушел из жизни советский художник-авангардист, один из лидеров советского "неофициального искусства" Эдуард Штейнберг, сообщили ИТАР-ТАСС в частной картинной галерее Клода Бернара. "Он скончался после продолжительной болезни в одной из парижских больниц, - отметил представитель галереи. - Мы испытываем глубокую скорбь".

"Он давно болел, у него уже много лет был рак, его много раз оперировали, он выкарабкивался, но год назад врачи заключили, что лечить больше нельзя, можно только поддерживать", - рассказала РИА "Новости" друг покойного, журналист и художник Галина Аккерман.

"Он все время рвался из больницы, 75-летие отметил дома и вообще до последнего жил, как хотел, успел даже надиктовать диалоги о своей жизни в Париже, книжка скоро выйдет. Еще два дня назад дошел с другом до кафе, выпил красного вина. А этой ночью ему стало плохо, его срочно перевезли в больницу, и он умер там во сне", - сказала она.

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года в семье поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. В период с 1957 по 1961 годы Эдуард жил в Тарусе Калужской области, где начал увлекаться живописью.

Пользуясь поддержкой и помощью отца, юный художник копировал работы классиков, рисовал портреты и натюрморты. Первая выставка Штейнберга открылась в 1961 году в Тарусе, вскоре после чего он переехал в Москву.

Его работы выставлялись в российской столице и Стокгольме, а в 1988 году галерея Клода Бернара предложила Штейнбергу приехать в Париж и открыть здесь свою экспозицию.

С тех пор работы авангардиста демонстрировались в крупнейших городах мира - было организовано более 20 персональных выставок. Произведения Штейнберга хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в нью-йоркском Музее Гуггенхайма.

Не так давно Штейнберг стал академиком Российской академии художеств. Также он был обладателем ее золотой медали за выдающийся вклад в развитие живописи и Кавалером Ордена Дружбы.

Как сообщается, художник будет похоронен в Тарусе
.http://www.newsru.com/cinema/28mar2012/steinberg.html
Художник Эдуард Штейнберг о живописи и о жизни

«Его картины красивы, потому что мудры», - говорят исследователи отечественного неофициального искусства о работах Эдуарда Штейнберга. И сравнивают его абстрактные композиции с «метафизическими экранами, на которые проецируются вечные символы бытия». Сегодня один из лидеров второй волны русского авангарда выставляется в крупнейших музеях мира, но гражданином мира так и не стал. Полгода Эдуард Штейнберг проводит в Париже, полгода в любимой Тарусе, где продолжает жить душа его полотен. Именно там с художником встретились «Новости культуры».

Пёс Уголёк подает лапу художнику Эдуарду Штейнбергу. Оба аборигены Тарусы и любят ходить к Оке.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я знаю Оку от Велигожа до Поленова. У меня лодочка очень быстрая. Имение Поленова отсюда видно немножечко».

В городе, возлюбленном художниками и писателями, Эдуард Штейнберг родился. Потом жил здесь вместе с вернувшимся из лагеря отцом Аркадием Штейнбергом, который хоть и был поэтом и переводчиком, но когда-то учился во ВХУТЕМАС и мог научить сына не только холсты грунтовать.

Эдуард Штейнберг, художник: «Давал мне отец уроки. Сказал: «Ты ничему не научишься, учись у классики. Я говорю: "А как?" Он говорит: "Делай копии". Но не копии точные, а импровизон такой, и очень много с натуры рисовал».

Кроме отца и среднерусского пейзажа воспитывала художника и вся культурно-диссидентская среда Тарусы эпохи 60-х.

Эдуард Штейнберг, художник: «Художник не тот, кто рисует, художник - совсем другое. Я много читал философии, литературы».

Поэтому на стенах его мастерской фотография Малевича соседствует с фотографиями Фолкнера и Бердяева. Это всё важные персональные ориентиры Штейнберга, абстракциониста религиозного и почвенного.

Эдуард Штейнберг, художник: «Раньше я вверх смотрел - на небо, сейчас на землю - по возрасту».

На холсте, что в работе, квадрат - символ земли, ее цвета- охра, сиена. Голубой и белый за небо. Число плоскостей и форм - 7. Шифр седмицы- недели.

Эдуард Штейнберг, художник: «Вообще искусство- это игра. Есть с дьяволом, а есть божественная. Если что-то берешь - свободен, а можно - даешь, и тоже свободен».

Искусство, которое берет: у технологий, у новых медиа - он не одобряет. Считает, художнику пристало работать с первоэлементами живописи. Простейшие геометрические формы, линия, цвет, ритм, - для создания гармонии этого достаточно.

Эдуард Штейнберг, художник: «Такое у меня сочетание между русским авангардом и метафизикой итальянской».

Влияние Моранди и Каро читается в метафизических натюрмортах, которые Штейнберг писал в середине 60-х. Во всем, что он делал позже, - явный диалог с Малевичем.

Эдуард Штейнберг, художник: «Малевич для меня - как Лев Толстой, Достоевский, крупнейшая личность. Но все же не Папа Римский. Еще есть Бог».

Поэтому Малевича Штейнберг принял, только узнав в нем мистика. Усвоив язык русского авангарда, Штейнберг стал воспевать на нем классические ценности: Грецию и Византию. Его картины - попытка геометрической иконописи. Кстати, такая существовала. У раскольников. В 70-е годы искусство Штейнберга было стопроцентно «другим». Не вписанный ни в какие союзы и объединения, десятилетиями он работал в стол. По 10-13 часов в день. Параллельно служа истопником, сторожем, изредка художником сцены.

Эдуард Штейнберг, художник: «Смысл есть в том, чтобы работать, потому что, а что такое работа, как не сопротивление смерти».

Уже в 90-е Штейнберга пригласил работать во Францию известный галерист Клод Бернар.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я говорю: "Клод, мне 50 лет, старый человек уже, вдруг не получится". Но у меня получилось и получается до сих пор».
http://www.poltava-orchestra.ru/worldnews/news1883.html

Эдуард Штейнберг был одной из самых заметных фигур советского неофициального искусства СССР 60 - 80-х годов. В 1970-е годы он принадлежал к художественному объединению “Сретенский бульвар” вместе с Юло Соостером, Юрием Соболевым, Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским и Виктором Пивоваровым.

Эдуард Штейнберг, яркий представитель второй волны русского авангарда. Родился в 1937 году в Москве, учился в детском художественном кружке, затем у отца - выпускника ВХУТЕМАСа. Выставляется с 1961 года. Первая выставка Эдика Штейнберга состоялась четыре десятилетия назад в его московской квартире и была посвящена Тарусе. Теперь один из столпов российского нонконформизма большую часть времени трудится в Париже, но каждый год на несколько месяцев возвращается в родные пенаты. Открытие его последней выставки в престижной парижской галерее Клода Бернара почтил присутствием знаменитый искусствовед Пьер Розенберг, до недавнего времени директор Лувра. Он высоко ценит живопись Штейнберга и посещает все его выставки. Главный французский эксперт по русскому искусству Жан-Клод Маркадэ пишет в каталоге экспозиции: «Абсолютная оригинальность Штейнберга состоит в том, что он создает картины-иконы, изобразительные элементы которых приобретают аспект сверхчувственного. Во многом он развивает идеи Казимира Малевича, оказавшего огромное влияние на мировую живопись. Мы открываем для себя новый, незнакомый ранее мир современного советского искусства, который удивляет нас разнообразием, углубленным поиском, духовностью».

Государство любит только тех, кто любит его, - Эдуард Штейнберг

- Вы - один из могучей кучки художников-нонконформистов, шестидесятников, в которую входили Немухин, Янкилевский, Яковлев, Плавинский, Рабин, Свешников, Кабаков… Просто удивительно, как вас терпел режим!

- В 60-е годы режим уже начал хиреть, стал менее жестким. Нам повезло - время было не такое страшное, как в 37-м или после войны. На нас смотрели сквозь пальцы, а может, какие-то люди наверху даже нам симпатизировали: они, как и мы, хотели свободы. Конечно, страх был - что вышлют, посадят и тому подобное. Но у художников все-таки особый язык, который не мешал той системе. Мы ни от кого не зависели, хотя и за мной следили, вместе с женой вызвали в КГБ… Когда я после высылки Солженицына подписал письмо в его защиту, для меня надолго закрылись все дороги. Государство любит только тех, кто отвечает ему взаимностью. Это не мой случай, даже здесь, в Европе.

- Вы были сыном «врага народа». Ваш отец - поэт Аркадий Штейнберг - отбыл срок в лагере. И вы, кажется, долгие годы бедствовали…

- Очень. Но бедствовала вся страна. Я был ребенком, похожим на многих советских детей. Когда я пошел в школу, то никому не говорил, что мой отец сидит. Он отсидел с 1937 года по 1941-й, потом с 1948-го по 1953-й. Отец всегда говорил, что и в лагере был свободным. Он был идеалистом, поклонником нашего вождя и учителя и считал, что срок ему дали по делу - «чтобы таким дураком не был».

- Правда ли, что с вашим отцом сидел прекрасный художник Борис Свешников, который не так давно умер в Москве?

- Борю с другими ребятами забрали прямо из института в 1947 году. Когда отец увидел его рисунки в лагере, то был поражен. Отец работал там санитаром и помог устроить Борю в больницу. Потом родители Свешникова платили надсмотрщику, который пристроил его сторожем. Только благодаря этому он в лагере и выжил.

- Кто осмеливался покупать ваши картины?

- В основном, к сожалению, дипломаты. К сожалению - потому что картины ушли и их не вернуть. В этом «дипарте» я вижу большую несправедливость. С одной стороны, дипломаты их покупали, потому что, возможно, они им нравились, а с другой, это была их «работа» по размыванию идеологических устоев и прочих глупостей.

- Стало быть, они содействовали подрыву строя, приобретая ваши картины?

- Строй и сам уже подрывался изнутри… Конечно, покупали и русские - нищие студенты, а также слависты из Германии, из Франции. Да еще такой коллекционер, как Георгий Костаки. Но в основном мы свои работы дарили. Поддержка Костаки была скорее моральной, чем экономической. Даже за первый русский авангард он не очень много платил, а уж нам, босякам… Бутылку водки поставит да пригласит домой посидеть среди своих шедевров, которые сегодня известны всему миру.

- Некоторым художникам - Шемякину, Целкову - удалось уехать еще в 70-е. Почему вы тогда не последовали их примеру?

Участники выставки нонконформистов, прошедшей в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975 год. Эдуард Штейнберг - крайний слева
- Во-первых, я никогда не хотел уезжать. Во-вторых, я давно «уехал» сам в себя, и быть дважды эмигрантом у меня сил не хватало. И потом, каждый по-своему понимает свободу. У меня был долг перед родителями, дочерью…

- Но, как известно, лед тронулся, и после первой выставки в Париже 15 лет назад последовала череда экспозиций в разных городах мира, включая Нью-Йорк, Кельн, а также в Третьяковской галерее. Сегодня вы - преуспевающий мэтр, обосновавшийся на берегах Сены.

- Пятнадцать лет назад я впервые выбрался за «железный занавес», в Париж. И влюбился в него. Кроме того, я очень люблю французских художников - Ван Гога, Гогена, Русо, Пикассо. Но когда Клод Бернар предложил мне работать в Париже, я не сразу согласился. Сначала попробовал. Смотрю - получается. И вот уже больше десяти лет получается. К сожалению, в моем возрасте язык трудно учить - это единственный мой комплекс. Во всем остальном я почти парижанин. Париж - город интернациональный

http://prawda.org.ua/7297

Творчество, Мои друзья, Перепост

Previous post Next post
Up