Этот Великий пост в Калуге и области начался тем, что в областной газете развернулась нешуточная дискуссия о достоинствах и недостатках последнего русского государя. А началась она потому, что якобы в Калуге решили поставить памятник Николаю Второму. Только на самом деле всё оказалось не совсем так или совсем не так.
http://www.vest-news.ru/article.php?id=21861 (начало дискуссии)
http://www.vest-news.ru/article.php?id=22058 (продолжение 1)
http://www.vest-news.ru/article.php?id=22162 (продолжение 2)
и окончание....
За царя? За Родину! За веру!
Опубликовано: газета «Весть» №88-91 (7398-7401)
Когда же мы научимся помнить, любить, беречь?
Не прав был древний мудрец. В каких таких спорах ему рождалась истина? В наших русских спорах рождаются только раздражение, ненависть и взаимные оскорбления. В наших спорах мы досадливо отталкиваем ее, дескать, погоди, не до тебя, щас мы пока друг другу морды набьем. Мы проносимся, как стадо мамонтов, затаптывая эту самую бедную истину в пыль и грязь.
Увы, не исключение из этого правила и нынешняя дискуссия, возникшая после статьи Юрия Расторгуева с броским названием из известного анекдота «Почему «Му-Му» написал Тургенев, а памятник - Чехову?»
Можно было бы порадоваться всплеску читательского интереса к газете, только на этом вся радость и кончается. Так как радоваться больше решительно нечему.
Ведь не радоваться же тому, что спорщики не удерживаются от расхожего аргумента «ты сам дурак!». Не радоваться отсутствию уважения права ближнего на иную точку зрения. Не радоваться неумению услышать друг друга. Не радоваться тому, что на страницах газеты, часто призывающей нас к толерантности, в пылу красного словца колеблются основы закона, прописывающего защищать чувства верующих. Не радоваться тому, что наше общество расколото, и эта глубокая рана никак не прорастает соединяющими кровеносными сосудами, не затягивается, а кровоточит и кровоточит.
Дорогие мои, ничему-то, боюсь, мы не научились. Ни по учебникам четвёртого класса, ни по академическим изданиям университетов, ни по Евангелию.
В горячке последних предвыборных и выборных событий немногие заметили, что в эти дни уехал в Канаду актер Алексей Серебряков, сказав, что устал от хамства и агрессии: «Это в воздухе. Хам победил. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба». А ведь и вправду - лучше.
Ну это так - вступление. А сказать, собственно, нужно вот что.
Произошло какое-то странное недоразумение! Никто и не собирался устанавливать ни в Калуге, ни в ее окрестностях памятник царю Николаю Второму!!! Ни сейчас, ни в ближайшем будущем!
А что же хотели установить в Калуге? Внимание - правильный ответ!
Стелу. И даже не установить, а восстановить! Какую? Слушаем внимательно!
1904 год. Русско-японская война. Из Калуги на фронт готовятся к отправке два пехотных полка и артиллерийская бригада общей численностью около 8 тысяч человек (к слову, в самой Калуге в то время, по данным переписи, насчитывалось всего около 50 тысяч человек). Люди шли защищать дальневосточные рубежи своего отечества от агрессоров.
В один из майских дней сказать уходящим на фронт своё напутственное слово приехал глава государства. Да, это был Николай Второй. (Представьте, что в наши дни из Калуги провожают воинов в горячую точку и провожать их приезжает сам президент России!) Тогда с фронта на сопках Маньчжурии домой вернулись единицы. Остальные пропали, сгинули, геройски погибли где-то там, далеко.
В память об этом и была установлена на месте прощального парада калужских полков памятная стела, увенчанная гербом России - двуглавым орлом. На стеле были перечислены имена погибших героев. Ответьте, достойны эти люди нашей памяти? Достойны они воссоздания разрушенной в советское время стелы, увенчанной двуглавым орлом? Напоминаю, этот орел и сегодня является нашим главным государственным символом. А государственные символы - всегда святы.
Сегодня, когда напрочь забыты калужане-герои Первой мировой, когда болит сердце о разрушенных надгробиях Лаврентьевского монастыря, где были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, когда уходят последние ветераны Второй мировой, когда уже забываются и воины-афганцы, и те, кто погиб в Чечне, слава Богу, нашлись благодарные потомки. Они хотят вернуть память нам, не помнящим родства. В год юбилея Бородинской битвы, в год, объявленный Годом российской государственности, и возник этот замысел восстановить стелу в честь нашей государственности и ее защитников на тех далеких и не далеких фронтах разных времён. Кто скажет, что это плохая идея, пусть первый бросит в меня камень!
Вероятно, кто-то для краткости речи назвал эту стелу памятником Николаю Второму… Поэтому или ещё почему возник этот сыр-бор - не ведаю. В результате все дружно начали рвать на клочки шкуру неубитого медведя и память убитого императора. Зачем?
Государь прославлен Церковью не за свою жизнь, а за страстотерпчество. То есть не за то, как он жил и управлял государством, а за смиренное предание себя воле Божией в последние дни своей жизни. Именно в этом и ни в чем другом Церковь даёт нам в облике этого святого пример и идеал. Совершенное предание себя воле Божией и есть тот «философский камень», который мгновенно превращает свинец в золото, полностью меняет существо человека. Из достойного ада делает достойным рая!
Называя одно и то же имя, люди нецерковные говорят о свинце, а люди церковные - о золоте! Никогда они не смогут убедить друг друга. Церковные люди всегда будут говорить, что разбойник, первым вошедший в рай, - свят! Покаяние превратило его в золото. А нецерковные всегда будут говорить, что он - разбойник и убивец! Потому что зрение у них разное. Есть еще, к сожалению, и определенная инерция прежней идеологической пропаганды, работающей по принципу: чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят.
Да, есть все-таки еще один радостный момент во всем этом (за что всем спасибо!): спор показал, что у всех много нерастраченной энергии. Давайте сшивать раны. Давайте направим её в созидательное русло.
Давайте для начала назовем все своими правильными именами. Итак, есть инициатива воссоздать стелу в честь российской государственности и ее защитников разных войн и времен. Символ нашей благодарности и памяти. Символ любви и уважения. Символ покаяния за вандальские пляски на вывернутых надгробиях.
И теперь хочу спросить всех, начиная от главы нашей области Анатолия Дмитриевича Артамонова до самого рядового калужанина: кто против?
Марина УЛЫБЫШЕВА.
Фото из архива Валерия ПРОДУВНОВА.