Женщина в брюках
Фото взято тут -
http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post53045989/ Белая ворона в чёрной юбке
Лично в моём гардеробе вы брюк практически не найдёте. Разве что - треники, спортивное, так сказать, трико, естественно, для занятий спортом. Гипотетических. Почему гипотетических? Потому что в плане занятий спортом у меня всё гипотетическое - кроссовки, в которых я буду бегать по Сосновому бору, треники, в которых я буду прыгать под музыку не хуже Джейн Фонды, лыжи, на которых я буду мчаться по накатанной лыжне меж снежных ёлок. Но вы-то знаете, кто говорит себе, что начнёт активную спортивную жизнь с понедельника, никогда её не начнёт: ни в двадцать лет, ни в тридцать, ни в сорок. Разве что в девяносто, когда уже будет последний шанс. Но главное - надеяться и мечтать, что я и делаю.
Брюки у меня тоже есть. Для поездок на дачу. Тоже гипотетических. Потому что дачи у меня нет, да и ездить некогда.
Поэтому, как вы поняли, лично я во всё остальное время, не гипотетическое, хожу в юбке. При чем - длинной. Ну просто потому, что мне так удобно и комфортно.
В такой же длинной юбке я и поехала в Париж. В чёрной. Но вот в этом европейском городе я и почувствовала себя совершеннейшей белой вороной. Потому что в юбке из европейцев была я одна. Правда, были ещё в юбках, таких же длинных и чёрных, мусульманские женщины. Они катали по Парижу тяжёлые чемоданы перед своими идущими налегке мужьями. И я бы за такую вполне сошла, мне не хватало только чемодана и чадры, закрывающей щёки и лоб по самые брови.
Вот там-то в Париже я и поняла, что в современной западной цивилизации женщина в юбке исчезает, как вид. Наверное, после 1909 года, когда во Франции отменили указ императора Наполеона на «запрет ношения женщинами мужских брюк». И впору было всерьёз задуматься над этим вопросом.
в современной западной цивилизации женщина в юбке исчезает, как вид. Наверное, после 1909 года, когда во Франции отменили указ императора Наполеона на «запрет ношения женщинами мужских брюк». И впору было всерьёз задуматься над этим вопросом.
Брюки - это удобно?
У женщин, носящих брюки, есть один железный аргумент: это - удобно! Об этом вспоминаешь, когда нужно протиснуться в переполненный автобус, залезть на верхнюю полку в плацкартном вагоне, сделать выбор между лайкровыми колготками, которые так и норовят с первого же раза пустить стрелку и хлопчатобумажными носочками под «штаны». Некоторые женщины, которые летом вполне могут обходиться юбкой, зимой становятся ярыми поклонницами брюк: под ними им удобней скрывать всяческие рейтузы и панталоны, надеваемые для тепла.
Хотя, по поводу удобства я бы поспорила. Зимой под юбку всегда можно надеть не только панталоны, но и ещё одну юбку, и другую, и третью… А вот третьи брюки под брюки не наденешь: все-таки есть у них свои особенности кроя. Под некоторые брюки, к примеру, джинсы, в которые следует залезать только с мылом, вообще ничего не наденешь, кроме всё тех же пускающих стрелочки колготок.
Впрочем, не будем лукавить, конечно же, удобство есть - в брюках всё-таки чувствуешь себя более спортивныой, хоть беги за уходящим троллейбусом, хоть садись на коня или мотоцикл. Даже походка, как заметили внимательные люди, у женщин в брюках меняется, становится более раскованной и широкой. «Мужиковатой»! - выносят приговор противники этого предмета в женском гардеробе. Но кто же они эти противники? И каковы их аргументы?
«Женщина в брюках - мерзость пред Господом»
Так утверждает Николай Маслов, магистр Богословия, доктор педагогических наук, основатель и организатор педагогического православного форума «Глинские чтения». Ему вторят и некоторые, в том числе, и калужские священники. Однажды мне довелось побывать на беседе, проводимой таким ревностным батюшкой. Он сказал, что «женщина в брюках являет собой образ сатаны с раздвоенным копытом». Малый грех (а уж ношение женщинами брюк они однозначно считают грехом), полагают они, влечёт за собой большой: сначала - брюки, затем - однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их! Брр! Неужели всё настолько серьёзно? Ведь они основывают это своё мнение на чём-то?
Основывают! И на источнике, не терпящем укоризны. На Книге книг - Библии. В Священном Писании в книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, как говорят антибрючники, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований.
Но, может, быть устарел этот Ветхий Завет? Не делают же сейчас православным обрезание. Что там про брюки в Новом Завет или в Святоотеческом Предании? Увы, там - решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (62-е правило): «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Как видим, путаница мужских и женских одежд не поощряется, а прямо запрещается. Тех же, кто не послушает голоса Церкви следует отлучать от церковного общения, то есть от Причастия, пока не образумятся и не покаются.
Долой треники!
Всё, всё, всё! Убедили! Выкидываю гипотетические дачные брюки и треники! Ох, грехи мои тяжкие! У меня же еще и лыжные брюки есть! Чур меня, чур!
А что, когда я все-таки раз в год прыгаю в трениках, как Джейн Фонда, я тут же становлюсь «мерзостью пред Богом»? Без вариантов? Похоже, без вариантов. Стоп! А как же эти самые шотландцы? Ну те, которые ходят в женских юбках? Чувствую, они, если читают эту статью, уже обиделись: какая же это женская юбка? Это килт - традиционная мужская одежда потомков загадочных кельтов и друидов! Да хоть как называйте ваш килт, по мне - это женская юбка! У меня в детстве такая была в клеточку и в складочку.
А как быть с аборигенами острова Бали? Говорят, они вообще длинные юбки носят, мужчины то бишь… А ведь предупреждают: сначала - юбки, «затем - однополые браки»… Потому что никто не понимает, где мужчина, а где женщина. Вот и женятся по одёжке. «Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа», - утверждает доктор Маслов. Вот интересно - а как различают, где папа, а где мама волчата в волчьей семье? Что у одного родителя - «одежда» шерсть, что у другого.
А ещё вспомнила азиатские традиционные шаровары для женщин. Говорят, что там были времена, когда мужчина не в юбке считался неприличным. Оказывается, брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин.
Нет, дорогие мои! Всё-таки не так всё просто. Совсем не так.
Кавалерист-девица
В истории бывали случаи, когда женщина просто была вынуждена одевать мужскую одежду. И что удивительно считаласть при этом не сатанинским отродьем, а ещё и героиней. Например, орлеанская дева Жанна д,Арк, национальная героиня Франции. Или наша Надежда Дурова - кавалерист-девица, в мужском мундире сражавшаяся с врагами любимого Отечества (кстати, ими в то время были опять же французы), ставшая прототипом героини любимого всеми фильма «Гусарская баллада» Шурочки Азаровой.
Но, пожалуй, самым убедительным примером для брючных борцов станет пример из жития святой Ксении Петербуржской, жившей в начале восемнадцатого века. Она после смерти своего мужа, оделась в его камзол и штаны, назвалась Андреем Петровичем и стала скитаться по городам и весям, именем Божиим творя чудеса и помогая людям.
Может быть, предостережение мужчин от женской одежды, а женщин от мужской касается не просто сукна и покроя, а греховной склонности иных людей к нетрадиционной ориентации? Ну или просто греховной склонности? А её трудно скрыть под личиной добродетели, хоть юбку ты одень, хоть штаны. А, если дело в этом, и именно в этом, то стоит ли клеймить современных женщин, которые отдают предпочтение брюкам. Они и в брюках умеют выглядеть настоящими женщинами, обаятельными и привлекательными. А вот тут-то и кроется ещё одна загвоздочка.
Отстань, старушка, я в печали!
Что-то вспоминается бессмертный поэт и философ всех времён Козьма Прутков со стихотворением «Древнегреческой старухе, если бы она домогалась моей любви»: «Отстань, беззубая, твои противны ласки. С морщин бесчисленных искусственные краски, как известь сыплются и падают на грудь…» Хорошо, если женщина стара! Наверное, она может ходить в церковь хоть в чём. Её вид вряд ли соблазнит кого-либо и вызовет замечания. Юным девушкам хуже. Один из уважаемых иерархов нашей Церкви указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», - говорит он. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», - считает владыка.
А вот та же вышеупомянутая Жанна д, Арк, как пишут различные источники до конца жизни предпочитала одеваться по-мужски, объясняя что в этой одежде не только легче воевать, но и легче не вызывать к себе нездорового внимания солдат. То есть, скорее всего, дело тут в воображении. Как писал Александр Сергеевич Пушкин в «Каменном госте» от имени слуги Лепорелло: «У вас воображенье в минуту дорисует остальное». Так что достаточно увидеть и узенькую пятку. Вот оно как! Выходит, и понятие о соблазнительной одежде - вещь спорная. Кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик.
Что-то я уже совсем зашла в тупик со своими размышлениями по этому вопросу. Может быть, мне поможет мнение Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы - тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека». «Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека», - пишет и Маслов. А вот в этом что-то есть. Только речь здесь о приличной одежде, а не о женской или мужской.
О приличиях и медицине
Приличной одеждой у высоконравственных людей считается одежда, которая не подчёркивает, а скрывает … что скрывает?... обнажённое тело. Ясное дело, под приличную одежду не подходят мини-юбки, декольте, спущенные ниже пупа джинсы, оголяющие живот, чрезмерно обтягивающая прозрачная одежда… А вот кофту с коротким рукавом считать приличной или неприличной? Может, ориентироваться по длине рукава? А эти несносные женщины ещё и придумали не просто брюки носить, чтобы можно было увидеть только узенькую пятку, но и стали подрезать штанины выше щиколоток, а потоми выше колен. Это уж точно - неприлично. Но зато в летнюю жару - просто спасение! Заметьте, мужчины быстро смекнули выгоду летом шорт. Теперь норовят в них и в рабочий офис ходить, что, конечно же, неприлично.
Простите, но не могу удержаться, чтобы еще раз не процитировать доктора Маслова: «Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности). Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению». Ладно, эту сентенцию комментировать много не буду. Но теперь ясно откуда у мужчин их мужские заболевания - всё от брюк, способствующих хроническому застою крови!
Зри в корень! Ищи смысл!
Мы столько озвучивали абсурдное мнение о брюках, приписываемое всему православному мировоззрению в целом, что пора бы услышать мнение разумное. Например, Гангрского поместного собора. Тринадцатое правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Ау! Объясните мне наконец, что-нибудь.
«Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле», - отвечает на наш вопрос священник Игорь, «Например, святая блаженная. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл».
Так вот в чём дело! Оказывается, фарисейская приверженность к внешнему исполнению церковных заповедей играет с людьми злую шутку. «Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви (делая замечания приходящим), и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви».
Ещё более понравился мне ответ другого священника на вопрос своей прихожанки о том, можно ли ей носить «мужские» брюки?
- Ваши брюки куплены в каком магазине? - Вдруг спросил батюшка.
- Как в каком? - удивилась прихожанка, - В одёжном!
- Я спросил - в мужском или женском?
- В женском! В отделе женской одежды!
- Ну так и носите их на здоровье! - улыбнулся священник.
- Что, прямо в храм можно?
А вот тут, дорогие мои, решайте сами. Но всё-таки существуют у нас места, требующие определённого дресс-кода. Всё-таки не очень удобно в офис в шортах и тапочках, в баню - в валенках, а в школьный класс в мини-юбке. Так что умение человека вести себя и одеваться соответственно и сообразно обстоятельствам и впрямь является качеством деликатности, воспитанности и мудрости души. И, конечно же, эти качества обязательно проявляются в одежде, в том, какие наряды мы предпочитаем. Будьте красивы душою и непременно будете красивы и в одежде. Уточняю, не соблазнительны, а красивы! Как красиво всё, что несёт на себе отпечаток высокой Божественной красоты, которая лежит в основании сотворения мира.
И помните, что не на наши одёжки смотрит Господь. Он говорит -даждь мне, сыне твоё сердце! Главное в жизни, носить одежды добродетели - одежды милосердия, сострадания и любви к ближнему.
Марина УЛЫБЫШЕВА,
Написано для журнала TEMPORE
http://www.tempore40.ru/vorona.html