Когда человек становится священником, он даёт обет служить Богу. Чаще всего мы представляем себе эту службу мирным чтением молитв в красивом соборе или небольшом уютном храме. Наверное, только сами священники знают, что служение Богу происходит везде, каждым днём, в любой ситуации. А порой условия этого служения могут стать совершенно экстремальными. Так случилось с двумя представителями нашей Калужской епархии, преподавателями духовной семинарии иереем Романом Глыбовским и протодиаконом Сергием Комаровым. Этим летом с 20 июля по 20 августа они стали участниками научно-спортивной экспедиции «По следам Л. А. Загоскина. Аляска-2010». (Кстати, протодиакон Сергий преподает Историю Поместных православных церквей, в том числе и историю православия на Аляске. У него была уникальная возможность посмотреть, что там и как на самом деле).
Справка: Лаврентий Алексеевич Загоскин (1808-1890) - русский морской офицер, исследователь Русской Америки - Аляски, Алеутских островов, Северной Калифорнии. Автор книги «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 гг. с меркарторскою картою, гравированную на меди» в 2-х частях, в которой дается первое подробное описание глубинных территорий полуострова. В книге также содержатся ценные этнографические сведения о коренных жителях Аляски, указаны ареалы их расселения, имеется точная карта нижней части бассейна рек Юкона и Кускоквима, побережья Берингова моря между их устьями. Свои дни закончил в Рязани.
Организовал и возглавил экспедицию Герой России, Почётный полярник, известный путешественник Михаил Малахов. Спустя почти 160 лет он решил повторить маршрут своего великого земляка-рязанца. В состав экспедиции вошли представители разных городов - Москвы, Рязани, Кемерова, Архангельска и Воронежа. А также - Калуги.
Надо отметить, что клирики Калужской епархии попали в экспедицию не случайно. Ведь одним из ведущих исследователей на сегодняшний день православия на Аляске является митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка Климент много лет изучал архивные документы в Аляскинской библиотеке, Библиотеке конгресса США, а также хранилищах Синодальной библиотеки в Санкт-Петербурге и Государственном архиве РФ в Москве. В январе 2009 года в Российской государственной библиотеке состоялась презентация его книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». А в январе этого года он защитил диссертацию «Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг.», за что получил ученую степень кандидата исторических наук по специальности «Отечественная история». Когда на защите диссертации он узнал, что готовится научная экспедиция на Аляску, то предложил включить туда калужских священников. Это предложение было встречено с большой радостью, так как среди научных находок предыдущей экспедиции было много предметов церковных, священники могли стать специальными консультантами по этим вопросам.
Участники были поделены на два отряда - северный и южный. На байдарках они прошли по крупнейшим рекам Аляски - Кускоквим, Юкон и Инноко - и прибыли в город Бетел - крайнюю точку путешествий Лаврентия Загоскина. Всего они прошли и проплыли более чем 1100 км пути.
В это время в Центральной России стояла аномальная жара, а дикая нехоженая природа Аляски встретила путешественников проливным дождем, который не прекращался целый месяц. Тундра, болота, комары, мошки… Однажды на человеческие следы вышел огромный медведь-гризли. Надо напомнить, что гризли является одним из крупнейших и самых свирепых североамериканских хищников. Его рост может быть свыше двух с половиной метров, а вес более полутонны. Завидев путешественников с лодками и рюкзаками, медведь погнался за ними. Спастись удалось бегством по реке. Откуда только силы взялись… Потом при первой возможности вооружились кольями, ведь медведь мог вновь появится в самый неожиданный момент. Другого оружия им как иностранцам было не положено.
На этот вопрос «откуда брались силы преодолевать трудности» протодиакон Сергий загадочно улыбается, вопрос наивный: конечно же, всё хорошее от Господа, и силы от Бога. И это становилось совершенно очевидно, когда напряжение превосходило человеческие возможности, иногда хотелось просто упасть и не двигаться. В экспедиции участвовали в том числе и спортсмены (кандидаты в мастера спорта по спортивной гребле) и опытные подготовленные путешественники. Но один из сыновей Михаила Малахова, побывавший и на северном и на южном полюсе, потом признался, что такое испытание ему пришлось преодолевать впервые. Осуществление предварительных планов оказалось настолько сложным, что порой подступало отчаяние. И тогда на помощь приходили… представители духовенства. Протодиакон Сергий раскрыл еще один секрет «добывания сил» в экстремальных ситуациях: «Когда беседуешь с людьми и даёшь им внутреннюю моральную помощь, это приносит облегчение и тебе самому».
Река Юкон оказалась чрезвычайно бурной и опасной. Её волны порой достигали 1,5 м в высоту. Не отличались тихим нравом и тамошние озёра. На одном из них пришлось грести под проливным дождём, против течения и сильного ветра. Несмотря на героические усилия, байдарка почти не сдвигалась с места, вода заливала лицо. У отца Сергия руки были заняты вёслами, а не чётками, поэтому он не смог сосчитать, сколько Иисусовых молитв было прочитано им за это время.
Один из водных переходов продлился пятнадцать часов без остановки… А спать пришлось в мокрой одежде, мокрых спальных мешках, мокрых палатках, посреди болота. Тундра не приспособлена для того, чтобы разжечь костёр и просушиться, в ней просто нет сухих веток и дров. Вы когда-нибудь ходили по проваливающемуся насту? Оказывается, что ходить по болоту и ягелю в тундре ничуть не легче: ноги проваливаются на пятнадцать-двадцать сантиметров (сто метров пройдешь, и сил нет). Были моменты, когда хватало сил преодолеть только двадцать-тридцать метров. После этого устраивали привал. Воду иногда пили из болота, а на обед собирали ягоды.
Выбранный маршрут на деле приносил неожиданные сюрпризы. Там, где предполагалось озеро, его не оказывалось, и тогда путешествовали «волоком». В одном месте нашли старинную заброшенную и проржавевшую узкоколейку, восстановили разломанную дрезину и так проехали полтора километра. А ведь по этому железнодорожному пути, наверное, проезжали и их предшественники, отважные люди девятнадцатого столетия, несущие в эти края просвещение и веру.
Протодиакон Сергий: «Мы привыкли думать, что Америка - страна комфорта, а тут по сто километров вправо и влево ни души. Никого, кроме диких животных. Изредка только самолеты пролетали, напоминая, что все-таки сейчас двадцать первый век».
Были неожиданные встречи. В одном глухом местечке встретили человека по имени Дикан Иван, что очень напомнило путешественникам словосочетание «диакон Иван». (Оказалось, что во многих местах на полуострове до сих пор часто встречаются русские фамилии, а в деревне Russian Mission и сейчас в обиходе более четырёхсот русских слов. Можно услышать - «молоко», «лавка», «платок»…). Дикан Иван когда-то был уроженцем этих мест, затем уехал работать в Центральную Америку. Двадцать лет назад на этом месте произошла катастрофа, всю деревню смыло. А Дикана Ивана, несмотря ни на что, потянуло в родные места. Вышел на пенсию, построил себе избушку, где жил вдвоем с братом. Правда, брата несколько лет назад задрал медведь. Увидев священников, местный житель-отшельник очень обрадовался, что наконец-то прах можно будет отпеть по православному обряду. Хотя доля православных на Аляске самая высокая по стране (восемь- десять процентов) священников там явно не хватает. В иные населённые пункты они наведываются раз в несколько лет.
Но все-таки ради чего были предприняты эти титанические усилия? Стоили они того? Экспедиция исследовала местные селения, изучала остатки русской культуры, были найдены уникальные экспонаты для будущего музея (музей предполагается открыть в Рязани, в доме в котором некогда жил Лаврентий Загоскин). Были найдены метрические книги девятнадцатого века, богослужебные книги, сосуды, облачения, гарпун, колчан со стрелами, снегоступы. Как ни странно, находки, казалось, только и ждали прихода русских. Местные жители, позабывшие русский язык, особым любопытством тоже не отличались: ну стоит какой-то пыльный сундук, что там за хлам в нем… В одном из таких сундуков обнаружилась рукопись, принадлежащая просветителю Аляски святому Иакову Нецветову, составленная в 1849 году.
Справка: Яков (Иаков) Егорович Нецветов (ок. 1804-1864), креол, в 1826 г. окончил Иркутскую семинарию, получил назначение на о-в Атха, где в 1829 г. была построена церковь. В бытность на Атхе, сделал пояснение к переводу Катехизиса на «уналашкинский язык», подготовленному И.Е. Вениаминовым, на диалекте своих прихожан. В 1845-1857 гг. возглавлял Квихпакскую миссию, находившуюся в селении Икогмют на р. Квихпак. В течение двух лет (1850-1852), путешествуя по реке и морскому побережью, окрестил 437 человек, к середине 1852 г. число крещеных аборигенов в Квихпакской миссии составляло 1720 человек. В 1851 г. была освящена еще одна вновь построенная церковь. В 1857 г. отца Иакова перевели протоиереем в Михайловский редут, а в 1863 г. - в Ситху, где он и умер.
Руководитель экспедиции, Герой России, Михаил Малахов: «Русская Америка - это без преувеличения предмет заслуженной гордости для отечественных исследователей, мореплавателей, предпринимателей. И в целом это яркая страница в истории России и США, пример позитивного развития взаимоотношений русских поселенцев с местными жителями. Он дал удивительный симбиоз русской культуры и культуры коренных народов, опыт их взаимного обогащения. Главной целью нынешней экспедиции, как и год назад, было увековечение памяти российских исследователей Аляски, историко-этнографическая работа, установление научных и социальных контактов между США и Россией».
А ещё экспедиция нашла и восстановила крест на надгробии Захария Белькова, последователя Иакова Нецветова.
Одно из серьезных открытий посчастливилось сделать именно отцу Роману Глыбовскому. Как-то он решил прогуляться по грибы по ягоды, и обнаружил какие-то рвы, поросшие травой. Это оказался знаменитый Колмаковский редут, основанный одним из первопроходцев этих земель Федором Колмаковым в 30-ые годы девятнадцатого столетия. Он, кстати, уже включён властями США в число объектов американского культурного наследия. Планируются его исследования и реставрация. Но пока это место представляет собой лес, заросший густым кустарником. И до прихода российских путешественников не было достоверно известно, сохранилось ли здесь что-нибудь рукотворное. Находки и сообщения путешественников вызвали большой интерес в научной среде.
Митрополит Климент о результатах поездки священнослужителей Калужской епархии на Аляску.
- Владыка, как Вы оцениваете результаты экспедиции?
- Экспедиция прошла успешно. Привезено много полезной информации. Спустя почти 150 лет после продажи Аляски православная вера сохраняется среди ее жителей, люди берегут и ценят принесенную туда русскими миссионерами духовную культуру. Прежде я бывал на Аляске, посещал, в основном, центральные города и селения на побережье и островах. Сейчас экспедиция посетила те места, где россиян не было продолжительное время. Долгие годы в XIX веке, почти до продажи Аляски, там служил сподвижник святителя Иннокентия (Вениаминова) уроженец одного из Алеутских островов (острова Атка) священник креол Иаков Нецветов, который прославлен Православной Церковью в Америке в 1994 г. и почитается как просветитель народов Аляски. Затем в тех местах служили священники из России и местные уроженцы: креолы и эскимосы. После продажи Аляски США этот район посещали иерархи Русской Православной Церкви святитель Тихон (Беллавин), будучи епископом Алеутским и Северо-Американским, и епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). После 1917 года связь Аляски с Россией и РПЦ была нарушена. И вот теперь эти труднодоступные территории впервые посещены русскими священниками, которые прошли теми путями, по которым ходили великие миссионеры Аляски.
Экспедиция посетила внутреннюю часть континентальной Аляски, бассейны рек Юкон и Кускоквим, побывала в селениях эскимосов юпик. Представители нашей епархии работали с письменными материалами, хранящимися в местных храмах, проводили фотосъемку, беседовали со священниками, членами причта, местными жителями. Они привезли большой материал для дальнейшей работы.
- Какова цель участия священнослужителей в данном проекте?
- Представители духовенства, бывшие в составе экспедиции, внесли серьезный вклад в научную работу. Они соприкоснулись с местной духовной культурой, увидели особенности церковной жизни, смогли оценить, как повлияла русская духовная культура на местных жителей, выявить, какие православные традиции они сохраняют до настоящего времени. Светские исследователи - участники экспедиции даже не ставили перед собой такие задачи.
- Как Вы планируете использовать полученные материалы в Вашей научной работе?
- До отправления экспедиции мною были разработаны исследовательские задачи в форме вопросников. В каждом селении наши священнослужители их заполняли. В результате получился довольно богатый материал, который будет еще обрабатываться. Когда я работал над книгой «Православная Церковь на Аляске до 1917 г.», некоторые частные вопросы истории аляскинских миссий и приходов остались раскрыты неполностью, так как не были известны отдельные детали, факты, имена. Материал, который привезен этим летом с Аляски, должен в значительной степени восполнить такие пробелы. В этом смысле процесс изучения истории бесконечен.
Кроме того, экспедиция привезла богатый фотоматериал. Зафиксированы сохранившиеся строения того времени, в том числе и сохранившиеся храмы, отсняты предметы церковного употребления и богослужебные книги. Отсняты метрические книги, сделаны копии молитв, написанных рукой миссионеров того времени, записано пение за богослужением в селении Рашен Мишен. Это главное селение в среднем течении реки Юкон, оно было центром русской миссии, своего рода колыбелью Православия внутриконтинентальной Аляски.
Все эти материалы лучше помогут понять значение миссионерского служения Русской Церкви в этом районе Аляски.
Марина УЛЫБЫШЕВА.
Фото иерея Романа Глыбовского.