Про тарусский журнал "Траектория творчества" (Почти реклама!) :-))

Jun 22, 2010 11:08

Интеллектуальный пир.

Журнал «Траектория творчества» - психолого-культурологический портрет.

Однажды к нам в редакцию заглянул человек в вылинявших джинсах, потёртой куртке, в очках. Это оказался кандидат психологических наук, доцент Валерий Николаевич КРАСНОВСКИЙ. Он прочитал последний номер журнала и пришёл поблагодарить его издателей. Вот что он нам сказал на своём «психологическом» языке:

- «Траектория творчества»… Вы, понимаете, что заложили в само название журнала космизм? И этот космизм уже предполагает широту и глубину! Вот тут на обложке изображены планеты и ключ. А ключ этот - музыкальный! Это полифония, музыка, сама жизнь… Вы соединяете в своём журнале быт и духовность. Для меня это оказался интеллектуальный пир! Я испытал наслаждение текстом, содержанием. Вы понимаете, что своим журналом вы учите людей экологически мыслить, поднимаете до вершин цивилизации?

- Мы-то понимаем, - неуверенно вздохнули мы. - Да вот читатель не всегда понимает. Бесплатно берёт журнал с удовольствием, а покупать его ему денег жалко. А у нас же типография, бумага, расходы…


- Увы, современные люди привыкли к цивилизованному попрошайничеству. Было время, когда наша партийная элита получала всё бесплатно, и это в корнях и у народа… У людей, к сожалению, ленивая рефлексия. Они перестали мыслить, они не хотят думать… Они привыкли жить за счёт государства, им это выгодно - чувствовать себя жертвами цивилизации, жертвами государства… Вот, дескать, все нам должны, а мы ничего не должны. Но ведь это неправильно. Государство может дать тебе толчок, чтобы ты почувствовал себя комфортно в какой-то среде, а добиваться всего ты должен сам. А вот ваш журнал как раз и обучает действию, побуждает…

«Точно! - подумали мы,  - Вот человек прочитал и побудился к действию, пришёл сказать хорошие слова». Надо признаться, что нам было чрезвычайно приятно их слушать. Без ложной скромности.

- Причём, ваше издание обучает не демагогии действия, а демократии действия. И ещё демократии согласия… Вы подаёте стимул, демократический импульс, потому что у вас в журнале есть диалог культур.

- Да уж, - сказали мы,  - Диалог есть. И мы очень рады, что журнал вам понравился.

- Очень, очень понравился… Здесь же всё содержится! Прочитав вот эти подборки, ты сразу начинаешь понимать общее пространство, культуру, цвет времени…. Вот, что вы делаете! Вы умеете в ретроспективе почувствовать современность. Вы вытягиваете те пласты, те мысли людей, которые современны сейчас. Это очень важно. Увы, сегодня практическое стало первичным, а духовное бедно.  Мы переживаем антропоцентрический кризис общества с задержкой социального развития людей. Люди перестали сопереживать. Их эмоции отупляются. Сейчас восторжествовало искусство перфоменса, действия. Это искусство отупляет людей. Отупляют фильмы, где постоянно убивают…Мы становимся нечувствительными. А вы своим журналом высвобождаете человека от тупой эмоции.  Показываете, что независимо от стрессовых ситуаций общества культурное начало в нём побеждающее! Вы вытягиваете человека из тупой эмоции, потому что у вас живое слово, живой текст, метафора. А что такое метафора? Если её правильно расшифровать, она помогает нам решать одну очень важную проблему: она выводит нас на личностное открытие! Мой социум после этого становится другим. Я становлюсь способным на открытие.

Мы так заслушались, что совсем уже перестали вставлять свои реплики. А Валерий Николаевич продолжал:

- Даже при болевых симптомах андеграунда нашей жизни, которая неустойчива, и люди имеют социальный опыт поражения, вы показываете пласт, где можно удержаться… удержать своё лицо, свою личность. Это культура. Я считаю, что ваш журнал выполняет функцию намного шире, чем просто литературную.

- Вот тут можно поподробней, - Попросили мы.

- Это своеобразный гуманитарный университет! Человек в нём развивается, становится гармоничней. Вы открываете секрет, как думали наши люди, когда достигали успеха.  И вы показываете этот успех и учите этому успеху. Вы окультуриваете программу жизни человека.  Здесь такое разнообразие текстов. Это диалог культур. Эти диалоги играют внутри вашего журнала, каждый диалог задаёт что-то своё, и получается такая полифония. Очень хорошо ощущаешь всю мозаичность пространства. Вы сумели сжать время, взять лучшую интеллектуальную мысль и перенести из ретроспективы в современность. Показать, что она актуальна и сегодня. К сожалению, нынешнее поколение теряет творчество, потому что оно зомбировано стереотипами общества. А вы показали, что стереотипы можно обойти, что в них можно внести элемент креативности. Когда человек видит другой пласт другого взгляда на пространство, это здорово. Другой автор как бы подсказывает мне, что делать.

Ваш журнал - это доктрина об элегантности.  Вы стараетесь не реагировать на болевые точки общества и не протестовать против этих точек. Но вы показываете, как избавиться от этих точек, которые бьют по человеку. Элегантная выдержка, а не агрессия! Умение элегантно выдержать конфликт. И этим вы убиваете двух зайцев. Тупая политическая критика, агрессия становится не нужна.  Журнал даёт бунт сознанию, а когда начинает бунтовать сознание, то это прекрасно! Бунт сознания всегда приводит к хорошим, чистым формам мышления. Вы показывает, что есть что-то другое, кроме практической обыденности, что можно жить по-другому, когда человек ни от кого ничего не ждёт, а берёт на себя ответственность за свои поступки.

- Здорово! - Порадовались мы,  - Эх, нам бы ещё подписочку увеличить… А то вот не все понимают, как вы…

- Что делать! - улыбнулся Валерий Николаевич. - Такому журналу, конечно, существовать сегодня нелегко. Люди со сниженным эмоциональным уровнем (это я по поводу современных читателей) проявляют дефекты интеллекта: вместо обсуждения идей обсуждают людей. И, если они вдруг попадают в такие глубокие тексты,  они ошарашены. Реакция может быть различна, некоторые будут защищаться, то есть критиковать. У нас катастрофа не только читательская, но и писательская. Люди творческие дают невротическую реакцию на конкуренцию. Вместо того, чтобы порадоваться за успехи другого, конкуренция их убивает. Это говорит об ограниченности таких талантов. Они боятся, что другие сделают их открытия. Им не хочется проигрывать на чужом поле. Это и, действительно, непросто. Но это невроз, а невроз в культуре - очень опасный синдром. Это кризис! Мы должны быть открыты и прозрачны, не бояться.  Заметьте, специалист никогда не будет критиковать, он будет опираться на позитив, а замечания сделает деликатно, штришком…

- А что и замечания есть? - Насторожились мы. Впрочем, конечно, ничто не может быть идеальным. Даже наш замечательный журнал.

- Ну что вы… Ваш журнал  это не Хронос*, а Эон! В хроносе человек пролонгирован. Он мучится прошлым, настоящим и будущим. А вы ему показывает настоящее и будущее в одном контексте… как сегодня! И это «сейчас» делает его сразу действующим лицом. Он не будет делать паузу на раздумье, он уже творец своего будущего! Вы его обучаете формой и презентацией мысли.

Вы не можете себе представить, как иные слова ложатся бальзамом на раны. И это были именно те слова, которых мы ждали с того момента, как замыслили это непростое издательское дело, которое, если честно сказать, принесло нам уже столько разочарований и даже слёз. А теперь мы парили в этой изысканной похвале нашему труду и устремлениям. Этот гость в потёртых джинсах и своей молодёжной курточке казался нам нездешним посланцем, занесённым к нам с чудесной другой планеты, с той, где люди возвышенны и благородны, а их эмоции утончённы и облечены в прекрасные одухотворённые слова. Мы полюбили тебя, наш читатель, всей душой! Как же нам стало жалко, когда Валерий Николаевич вдруг уже засобирался. Он встал и посмотрел на нас внимательно и немного строго, как бы, давая понять, что всё сказанное им и услышанное нами налагает на нас ответственность продолжать нести читателям интеллектуальный пир. Да не оскудеет рука дающего.

- Вы должны держать эту планку! Должны! - Повторил Валерий Николаевич, - Держать и рассчитывать на человека, который преодолеет в себе интеллектуальный застой.

Он ушёл. А мы ещё долго смотрели вослед его исчезновению. И я бы даже сказала - махали ему вслед… нет, не платочками, и не ладошками, а крыльями, - лёгкими, белыми крыльями, которые вдруг выросли у нас за спиной! Правда, правда! Провалиться мне на этом месте, если вру.

Марина УЛЫБЫШЕВА.

Примечание автора: *Чтобы читателю стало понятно, объясняю, что такое хронос и эон. Хронос моделирует и репрезентирует в себе циклические аспекты темпоральности, то Эон - аспекты векторно-линейной упорядоченности: время Хроноса циклично и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его, в то время как каждая отдельная событийная цепочка - это бестелесный Эон, который развернулся, стал автономным, освободился от собственной материи, ускользая в двух смыслах-направлениях сразу: в прошлое и в будущее.

Творчество, Проза, Заметки, С юмором у нас всё в порядке

Previous post Next post
Up