Первый раз я приехала в Париж на Рождество 24 декабря 2012 года. И провела тут 3 волшебных незабываемых дня, которые, кажется, разделили все мое восприятие городов на "до и после". Город сделал мне подарок: приоткрыл мне свою тайну, я очутилась в самом сердце французского стиля и, кажется, уловила его! А теперь об этом подробнее.
Первое, что кинулось мне в глаза, после нашего послеобеденного заселения и уже совсем предвечерней прогулкой - это дома. Таких я не видела никогда! Они напомнили мне огромные корабли, которые немного угрожающе наступают своими кормами со всех сторон. Они, невероятно величественные, огромные, очень разные: барочные, классицистические, готические, "модерновые", рокальные окружают тебя и заставляют восхищаться каждую секунду, открывая все новые и новые детали!
Пока я, как обезумевшая, носилась с фотоаппаратом, совсем стемнело, и мои корабли приобрели еще большую историю и загадку ночи...
А теперь о фактах: оказывается, это не мои фантазии, а реальность: форма домов (в виде удлиненного треугольника со срезанным концом), напоминающая нос корабля, была выбрана, чтобы экономить городское пространство! Такая их форма связана с тем, что в Париже много площадей, которые вместе с отходяшими от них улицами имеют форму "звезды". Это потому, что площади в центре Парижа сравнительно маленькие, а улиц отходящих от них много (см. карту ниже).
Сейчас расскажу вам о том, что случилось, когда я отправилась в Нотр-Дам.
Во-первых, за 2 дня до этого на курсе по Большим историческим стилям, который я изучала у
Любовь Михайловны Поповой, мы разбирали готику. И Любовь Михайловна рассказывала нам о витражах, о фасаде и о химерах - обо всем, и, конечно, на примере этого собора. А до этого были и все другие стили: барокко, рококо, классицизм и т.д. Если бы не эти занятия, скорее всего Париж я нашла бы еще одним очень красивым городом...
Итак, Нотр-Дам-де-Пари! Вот так он приветствует вас на автобусной экскурсии.
Немного исторических фактов о том, как непросто он строился, чтобы мы могли оценить, что это настоящее чудо того и нашего времени! Строили собор почти 2 века (!): с 1163 по 1345 гг, во время моей поездки там как раз праздновали 850 лет с начала строительства собора.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Illustration for the book. Artist: Alfred Barbou Subject: Hunchback of Notre Dame.
Строительство Нотр-Дама началось при Людовике VII в 1163, а главный освятили только в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора Жан де Шель (работал с 1250-1265) и Пьер де Монтрей (с 1250-1267).
Кстати, современный вид Норд-Дам приобрел значительно позже, уже после реставрации в пост-революционный период.
Теперь фасад разделён по вертикали на три части пилястрами (вертикальный выступ стены), а по горизонтали - на три яруса галереями. Нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Над галереей - располагается "витражное сердце" собора и статуя Христа с ангелами с двух сторон.
Верхний ярус оканчивается башнями, их высота 69 метров.
По правде говоря, я думала, что собор просто огромен, что он гораздо выше - вот он: эффект завышенных ожиданий в прямом смысле! :) Наверное, это такое мощное впечатление Нотр-Дам производит на людей при просмотре фотографий, а на самом деле после постоянного созерцания сталинских высоток (например, высота Здания Министерства Иностранных дел 172 метра) он не кажется уж очень высоким сооружением... Но впечатление, которое производят порталы входов очень сильное - это такие мощные мистические воронки, которые всасывают вас внутрь, рассказывая историю почти современного миро-воспритятия, что не жизнь не про черное и белое, что есть много нюансов и бес кроется в деталях... Вот посмотрите - центральный вход: портал Страшного суда.
В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.
Арки поддерживают статуи с двух сторон от входа.
Но самое большое впечатление на меня произвели витражи и волшебный свет внутри собора!
А теперь, mes amis, представьте, что чувствовали бедняки ХIV-ого века (которые тогда жили почти что в землянках с малюсенькими окнами), когда заходили внутри собора! Конечно, это не может не шокировать, во что угодно можно поверить и начать свое служение, когда такой божественный свет окружает тебя.
Значительная часть витражей выполнена в середине ХIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих
трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе).
Рождественское убранство собора:
Пришло время кульминации: подняться по лестнице Квазимоды к верхнему ярусу к химерам (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) ...
... и химерам (это отдельные статуи фантастических существ), на обзорную площадку собора!
Кстати, оказывается в Средние века химер на соборе не было, эти "украшения" появились тут благодаря архитектору Виолле-де-Дюку, который сделал их по полному подобие средневековых гаргулий. Великая реставрация собора началась в 1841 г. под его руководством. (До этого во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVII века «твердыня мракобесия» была объявлена Храмом Разума, и только в 1802 году при Наполеоне собор был возвращён церкви и вновь освящён.)
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме святого Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
А теперь я хотела хотела бы поднять тему об "истоках великого стиля и почему высокая мода возникла именно здесь". Для этого разрешите показать вам виды Парижа, которые открывает эта смотровая площадка.
Обратите, пжл, свое внимание на цвет всех зданий: если можно грубо обобщить: он варьируется от светло серого до темного желтого, образуя монолитные... что?
Не напоминает ли это вам театральные декорации (из картона), которые мы все так или иначе делали в детстве для игры в театр или участия в постановках?!
Вот откуда этот французский характер, манерность, изысканность, игра, стиль, театральность! Ведь если вы живете в декорациях - вы ВСЕГДА на сцене, на публике, которую нужно восхищать, удивлять, вдохновлять, задавать тон, ЖИТЬ НА ПОКАЗ!
Для сравнения несколько панорамных фото Лондона (кстати, тоже с крыши готического собора в самом центре города).
Совсем другой характер, колорит, идея, стиль, настроение!
Еще раз взгляните на "декорации" Парижа:
Click to view
Поэтому и "прижилась" высокая мода именно во Франции в Париже, хотя основатель ее Чарльз Ворт - англичанин, который специально покинул Британию для работы в Париже.
Именно он заложил традиции высокого шитья: модель создается как произведение искусства и практически вручную. Он был первым кутерье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки.
Он же был пионером организации показов этих коллекций, придумал манекен знакомой нам формы (стилизованный торс человека). На нем мастер демонстрировал модели и на подобных же манекенах накалывал схему задуманного.
Такая работа: без выкроек, прямо на ткани, которая затем кроится по линиям наколок - и сегодня является отличительной особенностью от-кутбр. Чарльз Ворт первым начал, подобно художнику-живописцу, "подписывать" свои модели, то есть пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене моды. Именно этот дизайнер ввел в мир моды профессию манекенщицы (до Ворта использовались только искусственные манекены!). Он же изобрел дефиле. В 1868 году Чарльх основал в Париже Синдикат высокой моды. Таким образом, он заложил основы индустрии, правила показов, количество моделей в коллекции, сезоны и т.д. - демонстративный, театральный подход "от кутюр", который действует по сей день, подтверждая титул Франции как столицы ВЫСОКОЙ МОДЫ.
Я еще много буду писать о французском стиле, так то продолжение следует... А пока несколько атмосферных фотографий с этой рождественской поездки. Напоследок :)
А, если честно, то ради одного только такого утра, туда можно съездить!
И ради этого ночного вида тоже...
Посмотрите, как элегантно одета эта юная парижанка! :)
Улицы Парижа - это особая тема, в этой прекрасной песне Zaz (Edith Piaf) "Dans Ma Rue" все сказано:
Click to view
Ночные декорации улиц Монмартера.
Ну что ж, какая-то история тут уже начинается, и сюжет вот-вот наберет обороты...
A bientôt! ;)