Сновидческий реалист Луис Бунюэль. Фильм "Млечный путь".

Jan 10, 2014 22:37

Наверное, я бы никогда не посмотрела бы или не досмотрела бы это кино, если бы не чья-то мощная рекомендация (из авторитетного источника). В этот раз эта книга "Гений места" Петра Вайля, которую я читаю с упоением, но в час по чайной ложке: со словарем и по несколько страниц. Про нее я сделаю еще отдельный пост когда-нибудь... Итак, Луис Бунюэль!



В конце жизни его спросили, остался ли он атеистом,
Бунюэль ответил: «Слава богу, я все ещё атеист» («Soy ateo, gracias a Dios»).


Если вы не знакомы с его творчеством, давайте рассмотрим его фото: структуру лица и попробуем почувствовать и предугадать... Что видно сразу? - Что личность совсем непростая...

Своенравный? Сложный, противоречивый, "добреньким" его не назовешь! Персонаж очень тяжелый, важный, может, барочный или готический? Талантливый ли? Правдивый ли? Безумец или нет? Какие у него отношения с собой? А Богом?




Теперь о некоторых фактах из истории его жизни, которые я нашла в нескольких источниках и привожу здесь, так считаю их самыми важными для восприятия этого человека и его творчества.

Луис Бунюэль - испанский кинорежиссер, один из крупнейших представителей сюрреализма в кинематографии, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Вот некоторые из разнообразных и диаметрально противоположных эпитетов, которыми кинокритики наделили Бунюэля, - «мистик», «левый анархист», «разрушитель мифов», «перебежчик из лагеря сюрреализма», «великий конструктор», «марксист», «якобинец», «гуманист», «веселый пессимист», «глашатай раннего христианства».

Учиться он начал в шесть лет у братьев "корасонистас", принадлежащих к ордену Святого сердца Господнего. Через год Луиса перевели на полупансион в иезуитский "Колледж дель Сальвадор" в Сарагосе, в котором он учился до 1917 года. Обучаясь там, лет в четырнадцать, Бунюэль начал серьезно сомневаться в христианской религии, а через пару лет, познакомившись с «Происхождением видов» Дарвина и запрещенными романами Де Сада, стал убежденным атеистом.
Веру Бунюэля, как известно из его воспоминаний, поколебали иезуитские рассказы о грядущем массовом телесном воскрешении. Какой смысл извлекать из могил миллиарды миллиардов покойников (и, кстати, интересно, где они все разместятся)? Идея подобного проведения Страшного суда (впоследствии существенно подкорректированная Римско-католической церковью) казалась подростку абсурдной. Позже, уже будучи взрослым, Бунюэль придет к выводу: реальность с Богом логична и предсказуема, как математическая формула; поэтому она исключает свободу воображения как греховный помысел - человек обязан подчиняться установленному Богом порядку. Стало быть, реальность без Бога - случайна и хаотична, и по идее, она предоставляет человеку полную свободу. Однако тут возникает проблема: в такой, безбожной, реальности не должно быть причин и следствий, события не связаны между собой, лишены логики, они локальны и автономны, как галька на морском берегу...

В 1917 году Луис вместе с отцом приехал в Мадрид, чтобы продолжить образование в Студенческой резиденции. Он поступил в мадридский университет. Луис долгое время не мог найти свое призвание: он занимался агрономией, естественными науками, затем - философией, историей и литературой. В студенческие годы его близкими друзьями стали Арагон, Поль Элюар Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, который открыл ему подлинную испанскую поэзию, привил любовь к народной культуре.



Сальвадор Дали. Портрет Луиса Бунюэля. 1924

Друзья-сюрреалисты доводили до абсурда ницшеанскую идею «смерти Логоса» и фрейдистский психоанализ, осуществляя практику «автоматического письма», минующего сознание автора. Бессознательное провозглашалось источником свободы личности, сновидения - способом ее реализации. Окружающий мир лишался смысла и самоценности - он лишь материал для уничтожения художником с целью освобождения личности.

В 1925 году Бунюэль переехал в Париж, участвовал в движении "Авангард", работал ассистентом режиссера Ж.Эпштейна. Часто посещал синематику. Кино все активнее вторгалось в его жизнь. Бунюэль работал в съемочных группах и на студиях. Наконец Луис признался матери, что хочет снимать кино, а для этого нужны деньги. Посоветовавшись с юристом, мадам Бунюэль финансировала первую картину сына. Вероятно, ни одна кинофирма не решилась бы поставить столь необычную, шокирующую ленту - "Андалузский пес".(1928) (есть такая испанская поговорка: "Андалузский пёс воет - кто-то умер!". А еще «андалузскими псами» в Студенческой резиденции (Мадрид) презрительно называли южан, а само прозвище означало:слюнтяй, маменькин сынок). Этот фильм продержался на афише восемь месяцев. Все это время в полицию поступали требования запретить этот фильм как неприличный и жестокий.

«...кино навсегда покидает варварские балаганы ярмарок, чтобы поселиться в нынешних своих храмах. Едва распрощавшись с эпохой подземелья и катакомб, эта новая вера, говорящая со всеми людьми единым языком, уже завоевала все уголки земли. Чудотворный взгляд объектива, беззвучный, как рай, одухотворяющий и животворящий, как религия, очеловечивает существа и вещи...», - писал Луис, снимая «Андалузского пса».



Кадр фильма, в котором персонаж, исполняемый самим Бунюэлем, бритвой разрезает на крупном плане глаз девушки.

Как утверждал Бунюэль, во время просмотров в зрительном зале произошло два выкидыша. Группа возмущенных граждан потребовала от полиции немедленно запретить этот «неприличный фильм». Усиливая эффект и без того разорвавшейся бомбы, Бунюэль заявил в прессе, что «Андалузский пес» это «публичный призыв к убийству», и предложил на виду у всех сжечь негатив на площади Тертр, на Монмартре. Примерно тогда же Андре Бретон во «Втором манифесте сюрреализма» утверждал: «Простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руках выйти на улицу и стрелять наугад, сколько можно, в толпу».

Еще больший скандал и нападки со стороны буржуазных и клерикальных кругов вызвала картина Бунюэля "Золотой век" (1930), которая была снята по заказу известного парижского мецената виконта Шарля де Нойа. Бунюэль начал снимать в Париже, потом уехал к Дали на Коста-Браво. Однако их совместное творчество ограничилось единственным днем, произошла ссора на всю жизнь. Бунюэль заканчивал картину один, хотя в титрах он указал в качестве автора и Дали. (Вероятная причина ссоры: наперекор Дали, пожелавшему передать фильмом «величие истинной сакральности», Бунюэль снял картину всеобщего хаоса и разложения, в которой первосвященники превращаются в скелеты, а человек, подозрительно похожий на Христа, учтиво добивает участников оргии. После скандальных просмотров, во время которых правые патриоты учинили разгром кинотеатра, показ «Золотого века» был запрещен на полстолетия.



Афиша к фильму "Золотой век" - в рейтинге, составленном журналом Sight & Sound в 2012 году по итогам опроса 846 ведущих мировых кинокритиков, этот фильм занял 110-ю позицию.

Пять лет был под запретом и следующий фильм: документальная лента режиссера "Лас Урдес. Земля без хлеба" (1932), в которой он показал невыносимые условия крестьянского труда, где богом забытая бесплодная испанская провинция представала столь вопиюще убогой, словно Страшный суд уже случился и мертвецы воскресли навсегда.
Творчество Бунюэля было прервано разразившейся в Испании гражданской войной. Режиссер решительно встал в ряды республиканцев; в 1936 году правительство республиканской Испании назначило его атташе во Франции, он также содействовал постановке антифашистских и антифранкистских документальных лент ("Испанская земля" Й.Ивенса). После окончания гражданской войны и становления франкистского режима вынудили его эмигрировать в США в 1938-м году, в поисках работы Бунюэль переехал в Нью-Йорк. И тут Сальвадор Дали распространил информацию о том, что Бунюэль является атеистом и марксистом. В результате вмешательства арихиепископа Нью-Йорка и государственного управления Бунюэль в 1942 году вынужден был уйти из синематики. На этом его неприятности не закончились: Луиса замучил ишиас, он с трудом передвигался на костылях. В Голливуде Бунюэль пробыл всего два года, после чего надолго обосновался в Мексике, приняв гражданство этой страны (1949). Здесь он поставил 19 из 33 своих фильмов!
Соответственно, к режиссерской деятельность он вернулся в 1946 году в Мексике, где познакомился с продюсером Оскаром Дансижье. Критики писали, что В мексиканских фильмах Бунюэля нет ничего не только от сюрреализма, но и от самого Бунюэля. Их мог бы снять любой среднестатистический режиссер. Здесь не нашлось места сновидчеству - против этого возражали продюсеры, справедливо полагая, что странности в изложении истории повредят кассовому успеху. Поэтому реальность тут утрирована и выхолощена, как в будущих латиноамериканских сериалах.

В резльтате чего, к началу пятидесятых о Бунюэле помнили только историки кино. В послевоенном кинематографе бал правил итальянский неореализм, к которому Бунюэль относился крайне скептически. «Реальность неореализма - разумна», - считал он и уточнял: неореализму не хватает «поэзии, тайны, того, что дополняет и расширяет непосредственную реальность». В 1951-м он привез в Канны фильм «Забытые», где в пику неореалистам, проповедующим нищету как очаг добра и любви, снял мексиканских подростков из нищих кварталов, которые убивали друг друга так просто и легко, словно убийство это забавная игра. На фестивале в Каннах Забытые были удостоены призом за лучшую режиссерскую работу, а также премией ФИПРЕССИ.

Еще один фильм, удостоенный этой же премией в 1959 - «Назарин» по роману Бенито Переса Гальдоса о священнике, который снимает рясу и отправляется в путь, собирая милостыню, когда его обвиняют в том, что он дал приют проститутке, убившей свою коллегу по “работе”. Она убегает и присоединяется к нему с другой женщиной, которую бросил любовник. В картине повествуется о скитаниях и попытках помочь человечеству, постоянных неудачах и разочарованиях. Священник понимает, что, для того чтобы стать человеком, тем более священником, необходимо научиться любить людей...

Особое место в жизни и творчестве Бунюэля занимает фильм «Виридиана». В 1961 году Франко пригласил режиссера вернуться на родину, и тот принял приглашение. Созданная Буньюэлем «Виридиана» была отмечена жесткой выразительностью кинематографического решения и высоким мастерством актеров, продемонстрировала несостоятельность попыток социальной утопии в перегороженном классовыми барьерами мире. И она была тут же запрещена франкистской цензурой по обвинению в оскорблении религиозныхценностей - и удостоилась Гран-при кинофестиваля в Каннах. Этот фильм ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Буньюэля - почти все последующие его картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа! Фильм за фильмом он все дальше уходил от пошлой действительности, все глубже погружался в мир волнительных и таинственных сновидений, не обращая внимания на вызываемые его фильмами скандалы, на отлучение от церкви, на армию неофитов и эпигонов.

Но широкой публике этот автор, скорее всего, известен по картине «Дневная красавица» с Катрин Денев, удостоенной главного приза Венецианского фестиваля. (Очень хорошая статья об этом фильме тут: http://flicker.org.ru/f1/krasavitsa.htm)



С возрастом у Бунюэля прогрессировала глухота, затем он стал терять зрение. Он спешил. Используя повествовательные структуры, в совершенстве освоенные им в Мексике, Бунюэль творил свой сновидческий мир, мир без Бога, в котором невинные девы оказывались шлюхами, а развратные нищие - невинными, в котором дьявол являлся в образе Спасителя, а Спаситель заходился в сатанинском смехе, в котором святые отцы отправлялись на шабаш, покойники разгуливали среди живых, и не было ничего устойчивого, точного, определенного. Кинокритики до сих пор до хрипоты спорят, где в фильмах Бунюэля завершаются сны и начинается явь, как интерпретировать образы - как метафоры или знаки. На все вопросы сбитых с толку журналистов о том, что же все это может означать, Бунюэль отвечал примерно одно и то же: «да что угодно»; или «действительность многообразна, и для разных людей она может иметь тысячу разных значений»; или «вступите в мир чудесного и неизведанного»; или «весь наш мир - тайна». А на досуге забавлялся тем, что устраивал в кругу друзей сеансы телекинеза, силой мысли заставляя стол отрываться от пола и крутиться вокруг оси.

Когда Бунюэлю перевалило за семьдесят, он увидел во сне Деву Марию. «Я видел ее совершенно отчетливо. Она говорила со мной, злобным атеистом, с огромной нежностью, под звуки хорошо различимой музыки Шуберта, - вспоминал Бунюэль, забыв о своей язвительной интонации. - …я стоял коленопреклоненный, с глазами, полными слез, внезапно ощутив, как меня переполняет трепетная и непоколебимая вера. Помнится, когда я проснулся, мне потребовалось две три минуты, чтобы успокоиться. Еще не пробудившись окончательно, я продолжал шептать: «Да, да, Святая дева Мария, я верую». И сердце мое сильно колотилось».

Этот сон Бунюэль вставил в сюжет фильма «Млечный путь» и был разочарован экранным результатом. На целлулоиде оказалось лишь слабое подобие удивительного сновидения. Выяснилось, что пленка не в силах передать всю полноту пережитого - лишь смутный отпечаток, тень небытия.

И напоследок, из книги "Гений места" несколько важных резюмирующих замечаний (в сокращении!) о творчестве Бунюэля, которые могут помочь в осознании личности этого человека, его творчества и помогут вам решить, стоит ли смотреть фильм "Млечный путь», который я предлагаю далее.

«
  • Бунюэлевская стихия путь и сон: зыбкость образов, прихотливость сюжета, расплывчатость вопросов, многослойность ответов.
  • Бунюэль тяготеет к притче, но, к счастью, как его любимые герои, не достигает и в принципе не может достичь прописанной притчей истины - именно тогда он хорош... замечателен внезапными отходами от заданности, импровизацией, поистине сюрреалистическим доверием к случаю - когда он точно не знает, чем кончится путь, но точно знает, что по пути будет чудо.
  • Композиция кажется случайной, алогичной, как в сновидениях... Сны -это его трюки, эпизоды, сюжеты. Необъяснимое, непроговоренное, незавершенное, случайное. Дорожная встреча и внезапный случай -этому всегда поклонялся Бунюэль.
  • Притом что он никогда специально не снимал road movies, Бунюэль -главный перипатетик кинематографа. В его фильмах особую сюжетостроительную роль играет пеший ход и транспорт всех видов.
Всю жизнь Бунюэль был глуховат, к статости глух. Не оттого ли у него так мало музыки... И не оттого ли так много перемещаются бунюэлевские персонажи, что идейный ритм его картин задается сменой пейзажа? Пейзаж в кино играет роль музыки - выражая невыразимо (Эйзенштейн).
  • Сама Дорога в Сантьяго (паломничество, пеший путь, дорога Св. Иакова или "Млечный путь») - одно из дивный чудес, пример мистерии, прошедшей под единую овацию.
  • В фильме «Млечный путь» народ - это и официант, и священник, и бродяга, и полицейский, и проститутка, и буржуа, и студент. И все они - истово и напряженно трактуют Писание церковные догматы, впадая в разнообразные ереси. Здесь гротеск и гипербола - основа бунюэлевской поэтики - разгуливаются вовсю. Уборщица с метелкой и совком подходит к важному метрдотелю с насущным вопросом: «Я одного не понимаю, как Христос можетодновременно быть и Богом и человеком?» - и с разговор вовлекаются оставившие блюда фрачные халдеи, богачи-клиенты, попрошайки-бомжи. Так происходит испытание сюжетом и болтовней догматы о богочеловечестве Иисуса, о единосущности Троицы, о непорочном зачатии, о святом причастии, о свободе воли Божьей благодати, об оправдании зла. Здесь все выдвигают и опровергают еретические идеи, споря до привычной нам, назойливой заполночной хрипоты. В промежутках между спорами происходят быстрые и разные чудеса: Дева является святотатцу-охотнику, полицейский отпускает пойменного с поличным воришку. Почему раньше было больше чудес, чем теперь? Потому что и в этой сфере спрос рождает предложение.

​»

Фильм Луиса Бунюэля "Млечный путь".

image Click to view



***

«Атеист милостью Божьей» - этот знаменитый оксюморон Бунюэля венчает список его эстетических провокаций. Это и есть, пожалуй, главный парадокс парадоксалиста Бунюэля. Анатоль Франс, кажется, сказал, что никто так много и охотно не говорит о Боге, как атеист.

Петр Вайль

***
31 июля 1983 года Бунюэль скончался глухим и слепым в одной из клиник Мехико. Его прах упокоен в капелле местного доминиканского монастыря святого Альберта Великого. После смерти Бунюэля его давний друг-недруг Сальвадор Дали написал:
«Бунюэль - намного больше католик, чем я. Меня не удивит, если когда-нибудь его канонизируют. В Каланде, у церкви, уже есть улица его имени. Надо же с чего-то начинать!»

Источники информации:
Глава «Бунюэль. Сантьяго-де-Компостела» из книги «Гений места» Петра Вайля.
http://www.peremeny.ru/blog/7107
http://www.liveinternet.ru/tags/%EB%F3%E8%F1+%E1%F3%ED%FE%FD%EB%FC/
http://www.kinokopilka.tv/people/24972-luis-bunyuel
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бунюэль,_Луис

Luis Buñuel Portolés, структура явлений, кино, culture, кинохудожник, бренд brand сюрреализм искусство, history, personal branding, Луис Бунюэль

Previous post Next post
Up