Сразу скажу свое мнение: меня не впечатлило! Может, это эффект завышенных ожиданий?
Выставка "Московские истории", которая проходит за стеной, на контрасте вызвала в разы больше эмоций... И содержит ярчайшие образы, а не только наблюдения! (см. следующий пост) А как отражает эпоху советского союза 70-90-х - почти то же время, которое представлено на фотографиях Майер... Я решила разобраться, что со мной не так, и узнать побольше об этой женщине и ее творчестве, ведь кругом столько восторгов! Например, вот что рассказывает википедия (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Майер,_Вивиан) об этой женщине:
"Творческая история Вивьен Майер поразительна. При жизни она не заботилась о публикации своих фотографий, скорее всего, расценивая их как хобби. Но тем не менее тщательно хранила свои работы. Неожиданным открытием имени фотографа мы должны быть обязаны Джону Малуфу, который купил её фотографии на аукционе за 400 долларов, даже не подозревая о ценности приобретённого..."
Все другие статьи разными словами об одном и том же: "незаметный гений Вивьен Майер: американская няня - фотограф", "шокированы талантом фотографа-любителя", "уникальный художник", "няня-творец", "клад истории", "творчество без мусора", "все с первого кадра" и т.д.
До 27 октября работает выставка "Загадка Вивьен Майер" в центре фотографии братьев Люмьер.
(рекомендую посмотреть это видео:
http://www.newstube.ru/media/v-moskve-otkrylas-fotovystavka-zagadka-viv-en-majer )
На открытии куратор выставки рассказала о том, что они постарались собрать не самые широко известные фотографии, а больше тех, которые относительно недавно были проявлены. И цель всего этого мероприятия - раскрыть атмосферу той эпохи...
Про личность Вивьен Майер досконально известно только одно - работала она в "репортажном жанре", подглядывая за людьми на улицах Америки и в своих путешествиях. Считается, что родилась в 1926 году в Нью-Йорке, но росла в Париже, вернувшись на историческую родину только в 1951 году, в возрасте 25 лет. Какое-то время она работала в магазине сладостей, а затем в течении 40 лет работала няней, 14 из которых с одной семьей. Она носила мужские брюки, мужские туфли и практически всегда широкополую шляпу.
Открыли ее в 2007 году, когда 26-ти летний парень пишет книгу о жителях Чикаго и случайно покупает "фото с улиц", принадлежавших неизвестно кому: «Возможно это поможет в написании книги», - подумал Джон Малуф. На самом деле, в нескольких коробках он находит около 100 000 негативов и не проявленных пленок среднего формата, которые были сняты в 60-е, 70-е годы. На одной из коробок Джон нашел имя фотографа - Вивьен Майер. Пытаясь ее разыскать, он находит одну из семей, где она работала. И они передали Джону в коллекцию ее личные вещи - чемодан с одеждой, коробки с газетными вырезками, проявленными снимками и ее фото технику. В частности ту самую камеру «Rolleiflex» на которую она снимала почти все сюжеты. Так же Джону достались альбомы других фотографов, которых изучала Вивьен. Вспоминая какой она была, ее бывшие воспитанники так описывали свою няню: «Она была социалисткой, феминисткой, кинокритиком и из той породы людей, что всегда говорят правду в лицо, какой бы она не была». Отличалась замкнутым характером, но при этом легко находила общий язык с детьми. Своей же семьи у нее никогда не было. В 70-е ее воспитанники вырастают, Майер теряет работу и прекращает фотографировать.
Она делала много автопортретов в зеркалах и стеклах (как мы сейчас для инстаграмма) - пожалуй, это самое большая информация ею оставленная нам для изучения...
На следующий день, после того, как Джон выложил некоторые фотографии и свою историю на авторитетном блоге об уличной фотографии, он получил около 200 предложений сделать выставку или снять документальный фильм о Вивьен и ее истории. Первая выставка прошла в Норвегии в 2010 году, вторая стартовала в январе в «Chicago Cultural Center». Сейчас Джон работает над необработанными негативами и пленками и планирует выпустить книгу фотографий Вивьен Майер.
Теперь о работах и конкретно о выставке в Москве. Было всего 50 работ, вот те, которые, мне показались интересными, отражающими эпоху и атмосферу (как и обещали кураторы выставки).
И еще один автопортрет "рыбий глаз", который вызвал бурю эмоций и веселья у посетителей выставки:
А вот еще некоторые интересные работы, которые я нашла на официальном сайте ее фонда (
http://www.vivianmaier.com):
После своего небольшого исследования бы сказала так: мне не понравилась выставка - то ли атмосфера не та, то ли фотографии не те выбраны, печать мелкая, то ли что-то... для меня она не открыла эту личность. Но мне очень понравилась некоторые работы Вивьен Майер своим психологизмом! Не образностью, ракурсом, художественностью и т.д. А именно тем, что каждая фотография - это личная история, это как кадр из фильма, над которым хочется подумать, представить, внедриться в него... А делать это удобнее дома на большом экране в хорошем разрешении и в одиночестве - видимо, это необходимое условие: чтобы раскрыть этого художника, нужно немного стать им. Возможно, своей жизни у нее не было, но зато были сотни чужих: ее творчество это изучение, а может, и способ общения с миром - энциклопедия, атлас судеб своих соотечественников!
Напоследок, моя любимая.