Инструктор-волонтер, бывший военнослужащий армии Израиля Цви Ариэли, работавший во время АТО с украинскими силовиками в интервью
Апострофу размышляет о многих вещах и, в частности, о том, как реформировать украинскую армию и не только армию.
Для этого необходимо, чтобы изменения стали системными. А чтобы они стали системными, нужно, чтобы их проводили люди не из старой системы, люди, имеющие поддержку высшего военно-политического руководства страны, и вместе с натовскими партнерами Украины.
- Например?
- Я лично не верю, что украинские военные способны сегодня быстро изменить армию. Сделать это в кратчайшие сроки можно только в условиях масштабного практического взаимодействия с лучшими армиями мира. Например, следует пригласить британских, американских, военнослужащих других мощных армий, чтобы они получили здесь функции советников с расширенными полномочиями (чтобы в отдельных случаях они выполняли функции командиров). Чтобы планирование шло по их плану. Только так - если мы хотим быстро. Да, это определенная потеря независимости - и это проблема, наверное, в определенном смысле. Но опять же - надо выбирать, что важнее на данном этапе. Хотим двигаться сами, методом проб и ошибок, и потерять жизни, деньги и так далее - давайте еще 70 лет пробовать: пройдет - не пройдет.
- А почему бы просто не учиться на чужих ошибках, не перенимать позитивный опыт?
- Невозможно бездумно брать и копировать какие-то модели - израильскую, американскую, еще какую-то. Там вообще другие условия. Мы знаем, к примеру, что в Америке настолько большие средства огневого поражения, что там тактика ведения боевых действий совершенно другая. Мы не можем переносить модель, как воюют американцы в Ираке, на то, как мы будем воевать на Донбассе против сепаратистов или российской армии. Это все тупой пиар своих действий генералами - разговоры о введении в Украине той или иной модели. Чтобы эти модели работали у нас, необходимо привлекать людей, которые знают, как работают эти модели там, где они были созданы, ставить их в украинские условия - и требовать результата.
- Ну, пока в других министерствах привлечение иностранцев как-то не очень сработало…
- Так это ж все были пиар-акции! Не было никогда такого, чтобы серьезное какое-то министерство отдали хотя бы под частичный контроль зарубежным специалистам. Давайте в одно какое-то министерство, не Минобороны, а какое-то, где поменьше денег, привлечем полностью иностранных специалистов. От начала и до конца. Чтобы на месте, к примеру, сидел врач-американец, а на самом верху находилась министр-американка, которая понимает, как работает эта сфера в США и как заставить ее работать в Украине. Примеры такие в мировой истории есть - советские военные советники, которые имели реальное влияние от уровня командиров взводов до уровня генштаба в некоторых арабских государствах. Это вкупе с поставками техники позволило государствам с племенами времен пророка Мухаммеда построить современные на тот момент армии и даже пытаться конкурировать с Израилем и США.
Вот тогда были бы результаты. А поставить министра из-за границы, который должен мгновенно все изменить - это просто пиар-ходы. И сегодня в ситуации с [Михеилом] Саакашвили мы это прекрасно видим. По прошествии нескольких лет мне видится, что президент не хотел изменить ничего в сложившейся системе - ни на уровне Одесской области, ни вообще, когда ставил грузин на должности. Он хотел показать, какой он великий реформатор и что он готов идти на "смелые" шаги. А когда эти грузины ему сказали: "Чувак, для того, чтобы изменить, надо сделать так и так", он их просто выгнал. Сначала с занимаемых постов, а затем вообще с территории Украины. Как-то так произошло, по сути.