Republic vs Autocracy. Речь Посполитая (часть IV)

Jun 02, 2024 22:00

Четвёртая часть из ранее анонсированного цикла публикаций "Republic vs Autocracy" о политической культуре и политическом устройства двух государств: Речи Посполитой и Московии.
Первую см. https://y-kulyk.livejournal.com/311169.html
Вторую см. https://y-kulyk.livejournal.com/311671.html
Третью см. https://y-kulyk.livejournal.com/311820.html

Территориальные различия

Основная часть поветов на территориях Короны контролировалась шляхтой, которая не являлась ни "экономическими магнатами", ни аристократами. Однако иная ситуация сложилась на территориях Великого княжества Литовского и Украины. По распоряжению последнего потомственного правителя из рода Ягеллонов в 1564 и 1566 годах, а также по решению польского парламента административное устройство Великого княжества Литовского было перестроено по образцу польской системы. Было создано множество новых поветов, власть в которых была передана местным шляхтичам. Все юридические различия между аристократами и шляхтой были упразднены, хотя бывшие члены литовского Тайного совета сохранили огромную политическую власть, которой они продолжали пользоваться на протяжении столетий. Члены нескольких семей занимали должности канцлера, казначея и гетмана десятилетие за десятилетием. Эта фактическая олигархия в Великом княжестве периодически сменялась фактической тиранией одного клана над остальными. Этими родами были Радзивиллы, Ходкевичи, Пацы и Сапеги.

Власть литовских родов, основанная на полном контроле административной системы, позволяла им легальными или нелегальными способами контролировать всю политическую жизнь Великого княжества. Чтобы сломить власть таких семей требовалось, как правило, объединение усилий польского короля и могущественной литовской семьи, которая сама стремилась к политическому превосходству и опиралась на поддержку большого числа терроризируемых шляхтичей.

Польские короли обычно старались держать великих литовских князей под контролем, назначая на высокие посты представителей конкурирующих семей. Такие попытки часто заканчивались неудачей, поэтому со второй половины XVII века контроль над Литвой перешёл из рук Радзивиллов к Пацам, а затем к Сапегам. Потребовалось около 130 лет после Люблинской унии, чтобы литовская шляхта выиграла борьбу с олигархами и стала полноправным партнёром в политической системе. Когда это наконец произошло в конце XVII века, социальный состав литовской шляхты был столь же разнообразен, как и состав польской, местные шляхтичи смогли увеличить полномочия поветовых сеймиков, обеспечив им право решать вопросы, ранее относившиеся исключительно к компетенции центральной администрации Литвы.

На территории Украины, то есть Киевского, Брацлавского и Волынского воеводств, включённых в состав Польши в 1569 году, шляхта составляла всего один процент населения. Более того, несколько аристократических семей контролировали здесь поветы. Поэтому, если в Краковском или Сандомирском воеводствах владельцы от одной до десяти деревень представляли собой основную политическую силу, то в Украине владельцы даже пятидесяти деревень не чувствовали себя в безопасности, не говоря уже о политическом значении, без дружбы с одним из магнатов. Последние, к которым принадлежали Вишневецкие, Острожские, Конецпольские, Потоцкие или Любомирские, владели тысячами крестьян и десятками городов, содержали частные дворы и армии. Обычно они позволяли представлять свою территорию в парламенте только членам своих семей или своим клиентам. Таким образом, до 1648 года политическая система Украины фактически представляла собой олигархию. Вызов, брошенный аристократической власти в Украине, был вызовом организованных в военном отношении казаков, под руководством Богдана Хмельницкого, а не уездной шляхты, как в Литве. Столкнувшись с сильным социальным и политическим вызовом со стороны казаков и крестьян, украинская шляхта получила такой сильный урок необходимости сословной солидарности, что ей было не до внутренней борьбы за власть, по крайней мере на Правобережной Украине.

Продолжение см. https://y-kulyk.livejournal.com/313298.html

Речь Посполитая, политико-правовая культура

Previous post Next post
Up