Первая из
ранее анонсированного цикла публикаций "Republic vs Autocracy" о политической культуре и политическом устройства двух государств: Речи Посполитой и Московии.
∗ ∗ ∗
Речь Посполитая представляла собой огромное многонациональное государство, население которого оценивается примерно в восемь миллионов человек. Это были поляки, русины, литовцы, немцы, евреи, армяне, татары… Каждая группа использовала свой родной язык, но польский был основным в парламенте (сейме) и в административных делах. В судах, в зависимости от корпоративных привилегий различных этнических групп, использовались (помимо польского и латинского) немецкий, русинский и армянский языки.
Существовала значительная религиозная терпимость, а исповедуемые конфессии были почти столь же многочисленны и разнообразны, как и языки, на которых говорили: католицизм, кальвинизм, лютеранство, православная и униатская ветви восточного христианства, иудаизм, ислам. Тем не менее, несмотря на влияние Реформации, католицизм оставался господствующей религией: согласно конституции, избранный король Польши должен был быть католиком, а места в Cенате занимали только католические епископы. Однако все представители шляхты, составлявшей около 10% населения, имели равное право на участие в политической жизни страны, независимо от религиозной и национальной принадлежности. Политические права были ограничены этой группой и не распространялись на остальную часть населения, состоявшую в основном из крестьянства и мещан, проживавших в королевских и частновладельческих городах.
Сейм
Речь Посполитая возникла в середине XVI в., когда династическая уния, связывавшая когда-то Польшу и Литву, Люблинской унией (1569 г.) была заменена де-факто политическим объединением. В результате было создано единое политическое образование с совместно избираемым королём и общим парламентом (сеймом).
Движение шляхты, начавшееся в начале этого же века и направленное на политические реформы, ограничивающие власть короля, завершилось к 1573 г. Генрих Валуа стал первым королём, избранным всей шляхтой. Сама же она контролировала политическую жизнь на местном уровне и получила право на широкое участие в центральном правительстве. Коронация новоизбранного короля была обусловлена подписанием договора, состоящего из двух частей. Первая, постоянная часть, называемая Генриковы артикулы (лат. Articuli Henriciani), содержала важнейшие положения, касающиеся осуществления власти в государстве и определяющие отношения между сеймом и монархом. В частности, гарантировала свободу вероисповедания, гражданские права и привилегии политически свободных шляхтичей. Это был свод правовых норм, которым должен был подчиняться каждый король Речи Посполитой. Вторая часть, известная как Pacta conventa, составлялась индивидуально для каждого нового короля и содержала его личные обязательства, отражающие королевскую программу в области политики, экономики и культуры.
Законодательная власть Речи Посполитой воплощалась в Сейме, который составляли три "сословия": монарх, верхняя палата или Сенат, и Палата депутатов (Izba Poselska). Два раза в год они собирались на шестинедельную сессию. На этих сессиях Палате депутатов (Посольской палате) принадлежал решающий голос при решении всех обсуждаемых вопросов, а также при разработке новых законов и указов. Сенаторы хотя и участвовали в законодательном процессе, выступая с речами и входя в многочисленные комиссии Сейма, но фактически Сенат выполнял консультативную роль.
Король обладал правом законодательной инициативы и председательствовал на заседаниях Сената. Обычно монарх мог рассчитывать на поддержку группы или нескольких групп депутатов в Посольской палате. Однако он не обладал правом вето, и иногда даже самые решительные протесты короля не могли помешать Сейму принять тот или иной закон.
Депутаты обеих палат являлись представителями только от шляхты. 150 членов Сената назначались королём. Членство в Сенате обеспечивали министерские должности (два канцлера, два вице-канцлера, два казначея и четыре маршала), епископства, а также административные титулы воеводы и каштеляна.
Состав Посольской палаты формировался как представительство местных сеймиков шляхты. Численно это палата также состояла примерно из 150 делегатов. После избрания они получали от сеймиков два набора инструкций: первый состоял из ответов на предложения короля, а второй касался местных проблем. Делегаты несли ответственность перед своими избирателями за свои действия на сессии Сейма.
К 1652 г. для принятия всех решений требовалось единогласие, которое было воплощено в liberum veto, согласно которому один делегат палаты депутатов мог заблокировать принятие решения, проголосовав против. Такая возможность парализовать работу Сейма в сочетании с ростом власти местных сеймиков на протяжении XVII века способствовала укреплению позиций поветовой шляхты по отношению к центральному правительству.
Король и исполнительная власть
Если практически вся законодательная власть принадлежала нижней палате Сейма, то контроль короля над исполнительной ветвью власти был очень сильным на протяжении всего существования Речи Посполитой. Он был верховным главнокомандующим армией, главой дипломатической службы, правителем вольных городов и единственным распорядителем всех административных и церемониальных должностей на уровне воеводств и в центре. В этом последнем качестве он не только осуществлял назначения на должности в администрации, суде, армии и церкви, но и на вакантные места в Сенате. Кроме того, он также имел право сдавать в аренду коронные земли, которые составляли одну четвертую часть территории Речи Посполитой. Умелое использование королём своей власти для распределения должностей и земель давало ему дополнительное влияние на обширную группу государственных администраторов, военных руководителей и священнослужителей. Возможно, наиболее важным было право короля назначать сенаторов, поскольку он обычно стремился продвигать своих сторонников, отдавая предпочтение политикам скромного, хотя, конечно, благородного происхождения. Эти назначенцы обычно составлявшие 30-40 процентов сенаторов, гораздо больше зависели от благосклонности короля, чем представители семей, чьи отпрыски поколениями занимали места в Сенате.
Сенаторы также занимали высшие посты в центральных и местных администрациях. Хотя их дальнейшее продвижение по службе и благосклонность зависели от короля, они могли быть уволены с должности только по решению Сейма. А потому монарху приходилось убеждать, а не приказывать сенаторам поддерживать его политику: королевская политика формулировалась только после долгих манёвров и компромиссов между министрами, сенаторами и двором. И в случае министерской оппозиции король был практически бессилен.
Однако король сохранял значительную власть вне правительства в качестве rex solus свободных городов и крестьян, живущих на землях Короны. Хотя для шляхты он не являлся символом государства, этот образ сохранялся среди простолюдинов.
Таким образом, положение короля как главы исполнительной ветви власти было сильнее, чем его положение в законодательной власти. Его контроль над дипломатической службой и его командование армией были эффективными, особенно в военное время. Кроме того, влияние короля на местную администрацию усиливали лично назначаемые королём старосты, обеспечивавшие правопорядок. Тем не менее он нуждался в сотрудничестве как сенаторов, так и поветовой шляхты.
Судебная власть
Доминирующее положение короля в судебной системе сошло на нет в XVI веке. В 1578 г. в Польше, а в 1583 г. в Литве по требованию шляхты были учреждены высокие суды под предлогом освобождения короля от председательства в судах, где накопился многолетний шлейф не рассмотренных дел. Судьи избирались поветовой шляхтой и их решения пользовались большим уважением.
Судом высшей инстанции был парламентский суд, состоящий из сенаторов и членов Посольской палаты под председательством короля. Он рассматривал дела об оскорблении величества, государственной измене, растрате средств высокопоставленными лицами и некоторых других преступлениях, караемых смертной казнью. При новой системе король сохранил сильное положение из-за своей роли в парламентском суде и из-за его сохраняющегося права на помилование и предоставление охранных грамот. Тем не менее, новая система помогла изменить саму концепцию справедливости, которая стала рассматриваться в юридических терминах, потеряв большую часть своего прежнего мистического, божественного характера.
Продолжение см.
https://y-kulyk.livejournal.com/311671.html