Российское "отрицание Украины"

May 01, 2024 21:01

Цей пост можна прочитати на українській мові
Данный материал является как бы второй частью моей публикации "Имперское знание", созданной на базе статьи Николая Рябчука "The Toxic Spell of “Imperial Knowledge”".
               ∗   ∗   ∗
Впечатляющий провал России в достижении заявленных целей военного вторжения в Украину объясняли главным образом просчётом Москвы: глубоко неправильной оценкой как своей собственной силы, так и слабости Украины. Едва ли главная причина такой ошибки - абсолютно предвзятое, идеологически искажённое представление русских о себе и особенно об Украине, что приводит к неадекватной оценке ситуации и реагирования на неё.

Такие взгляды наиболее чётко сформулированы Путиным в его небезызвестных высказываниях, что Украина "даже не государство" и что украинцы и русские "один народ". Российские политики и идеологи яро повторяли эту мантру и подробно её развивали, включительно с самим Путиным, создававшим квазиисторические трактаты для доказательства того, что Украины и украинцев никогда не существовало и не должно существовать как народа, отдельного от русских.

"Отрицание Украины" не является новым изобретением. Оно было краеугольным камнем русской (имперской) идентичности с момента изобретения "России" в первой четверти XVIII века. Украина являлась центральным элементом этой конструкции, поскольку превращение евразийской Московии в европейскую "Россию" при Петре Первом требовало присвоения имени и наследия Киевской Руси, которая была преимущественно протоукраинской и протобеларуской, но лишь очень опосредованно и незначительно московской. С этой целью была изобретена политическая преемственность между Киевом XII века и Московией XVII века, придумано эллинизированное название "Россия", позволившее семантически отождествить Московское царство и Русь.

Эта незатейливая семантическая манипуляция (Русь = Россия) позволила легитимизировать мнимое право Московии на всю историю и территорию Руси, (бо́льшая часть которой на протяжении веков была частью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой) и, главное, дала возможность отрицать само существование украинцев и беларусов, которые в этом мифическом нарративе дискурсивно были низведены до региональной разновидности "русских" (фактически московитов, переименованных в "русских"). Украинцев, настаивавших на своей самобытности, сохранявших свой язык как полноценное средство общения и стремившихся развивать свою культуру за пределами разрешённых этнографических рамок, воспринимали как врагов, крамольную силу, подрывающую целостность и легитимность империи. Украина оставалась опасным свидетелем исторического воровства, камнем преткновения в беспрепятственном присвоении наследия Руси. В чудесной мифической картинке это было чужеродное тело, которое необходимо обязательно поглотить, переварить и присвоить или уничтожить.

С той поры российская позиция и политика в отношении Украины были окрашены своего рода экзистенциальной тревогой - не только потому, что без Украины Россия перестанет быть империей в геополитическом плане, как удачно сформулировал Збигнев Бжезинский, но и потому, что она перестанет быть империей по своей сути - культурно и психологически. Без Украины русским будут вынуждены пересмотреть свою идентичность, придумать новый исторический нарратив, исходной точкой которого будет являться Москва, а не Киев, разработать новый концепт русскости, не включающий Украину в качестве своей составной части. России придётся стать "нормальным" европейским национальным государством в рамках международно признанных границ, а не постоянно расширяющейся империей с мессианскими притязаниями и болезненными обидами.

В сегодняшнем яром отрицании независимости Украины нет ничего нового, это лишь возрождение украинофобских идей русских философов XIX и начала XX веков - идей, мудро заменённых большевиками гораздо более утончённой (и более вероломной) теорией "сближения и окончательного слияния братских народов". Путин, критикующий большевиков как якобы разрушителей империи и изобретателей различных советских национальностей, в частности Украины, в корне неправ. Большевики спасли империю, пойдя на некоторые (временные) уступки националистам на периферии империи, что их противники-монархисты с любимым героем Путина Антоном Деникиным категорически отказались делать и поэтому проиграли. Путин, как и его предшественники-монархисты, действительно одержим Украиной и её уникальным значением для русской идентичности. В его мнении о том, что распад СССР, приведший к независимости Украины, прорезал русское национальное тело и лишил Москву не только миллионов "соплеменников" и обширных "исторических русских земель", но и - самое важное - наиболее ценной и наиболее древней части истории самой России, нет ничего нового. Единственное новшество, внесённое Путиным в это украинофобское мировоззрение, было не в теории, а на практике. Он решил раз и навсегда решить "украинский вопрос", начав геноцидную войну.

Такое ангажированное, идеологически искажённое видение действительности ожидаемо сделало невозможным как адекватное восприятие фактов, так и их разумную интерпретацию. Поскольку Украина программно объявлялась "даже не государством", а украинцы определялись как "один народ" с русскими, всё, что противоречило этому взгляду, игнорировалось или умалялось как несущественное, временное, вызванное внешними причинами, искусственное - незначительное отклонение от мнимой ("общерусской") нормальности, легко исправляемое соответствующей социальной инженерией.

психоисторическая война, псевдоистория, империя, историческая политика

Previous post Next post
Up