В конце XIX века один из высокопоставленных чиновников российского МИДа писал, что если национальный принцип "каждому народу - своё государство" применить к обширным регионам, находящимся под управлением Романовых, Габсбургов и Османов, то это породит хаос. Жизнь показала, что он был прав.
Империи - это большие громоздкие конструкции; их развал всегда сопровождается геополитическими потрясениями и войнами. Превращение империй в группу национальных государств с чётко определёнными народами и границами редко проходит гладко, без конфликтов большего или меньшего масштаба. Для превращения имперской карты Центральной и Восточной Европы в национальную географию после 1945 года Европе пришлось пережить две мировые войны и ряд меньших войн.
На значительной части Ближнего Востока последствия падения Османской империи проявляются до сих пор. То же самое можно сказать и о многих территориях, ранее входивших в состав Британской и Французской империй. В мире, где идентификация и лояльность населения традиционно определялись принадлежностью к общине, религией, династией, демократические национальные государства европейского типа приживаются с большими сложностями.
Российская империя смогла выжить и после Первой мировой войны, и после 1945 года - она распалась лишь в 1991-м, хотя непохоже, что этот процесс уже завершён. Сам распад произошёл практически бескровно, многие называли это чудом - появилось мнение, что современная западная цивилизация сумела остановить колесо истории и войны по крайней мере в Европе уже невозможны.
Сегодня ясно, что такая эйфория была несколько преждевременной. Если распад СССР вызвал радость и даже бурное ликование в 14-ти республиках, ранее входивших в его состав, то утрату советской империи оплакивали и продолжают оплакивать в России. Для россиян это трагедия, поразившая их чувство самоуважения. Особенно сильным ударом, ударом по основам-основ - самоидентификации, для русских стала утрата контроля над Украиной, являвшейся ключом к существованию России как империи. Именно независимость Украины в 1991 году решила судьбу Советского Союза.
Подмечено, что последствия краха империй обычно проявляются спустя поколение и больше. И сегодняшняя война, это яркий пример именно такого случая. Смесь из пост-имперских обид, "прихождение в себя" после шока распада, привели к вторжению России в Украину. Популярной является точка зрения, что виновником вторжения является лично Путин - появился даже оборот "путинская война России против Украины". Но такая точка зрения вряд ли является обоснованной. Рано или поздно, с Путиным или без него, Россия наверняка бы попыталась ревизовать порядок, сложившийся после 1991-го года, попыталась бы реанимировать Империю.
Даже если в Кремле сменятся люди, то новому руководству России будет тяжело остановить войну, покинуть оккупированные украинские территории и при этом сохранить легитимность в глазах россиян. А без этого конфликт не прекратится - Украина новую границу в качестве базы для долгосрочного мира не примет. В России же новые границы будут рассматриваться лишь как промежуточный результат процесса ликвидации последствий "величайшей геополитической катастрофы XX века". А потому существует риск, что эта война может перейти в полузамороженное состояние и продолжаться десятилетиями, периодически обостряясь вспышками интенсивных боевых действий.
Поломать такой возможный сценарий могут "великие потрясения" в самой России, когда россиянам станет не до Украины - на первый план повестки дня выйдут более насущные проблемы. При всей внешней привлекательности такого варианта для украинцев, он также несёт серьёзные риски - хаос в сопредельной стране ударит и по Украине, а потому для неё предпочтительней более щадящие сценарии. Но это уже от Украины и украинцев не зависит.
Здесь остаётся только обратиться к мудрости бравого солдата Швейка: "Как бы оно не было, но так или иначе было, ещё никогда так не было, чтобы как-нибудь да не было".