Я тут продолжаю ковыряться в пыли своего архивного чулана, и нашёл фрагмент мнения Андрея Серенко, специалиста по постсоветскому Югу, волгоградского журналиста, политолога, и прочая, и прочая, высказанного им где-то в 2015-2016 годах, о ситуации на постсоветском пространстве.
"Входят в резонанс сразу несколько процессов. Входит в активную политику первое постсоветское поколение - сегодня по 25 лет сотням тысяч молодых людей на постсоветском пространстве. Они хотят строить свой мир, который уже не имеет пуповины с СССР и Россией. При этом актуальный образ жизни - постсоветский - их тоже не устраивает. Эти люди формируют идентичность на религиозной, этнической и протестной риторике. Это накладывается на тренд форсированной популяризации радикального ислама (джихадизма), а также на деградацию государственных институтов постсоветских режимов, которые стремительно теряют остатки общественного авторитета и легитимности. Совпадение этих трендов и формирует новую радикальную социальную среду, первые проявления которой мы сегодня и наблюдаем. В ближайшие пару лет этот процесс наберёт силу, итогом чего станет теперь уже реальный и окончательный распад и демонтаж СССР и постсоветского пространства. Я считаю неизбежными вооружённые гражданские конфликты по всему периметру российских границ и, прежде всего, в ОДКБ (странах, пока ещё ориентирующихся на Москву). Казахстан, Армения, Таджикистан, Киргизия, как и уже Украина, будут вынуждены пройти через эти потрясения".
Повторяю, это было сказано в 2015 или 2016 году. Сегодня мы видим, что этот предсказанный автором процесс набирает силу, находится в стадии превращения в реальность. Армения прошла (или проходит) через вооружённый конфликт и достаточно однозначно взяла курс на отказ от ориентировки на Москву. Казахстан, хоть и более осторожно (очевидно - стремясь избежать вооружённого конфликта) также придерживается такого курса, лидер Таджикистана тоже делал заявления, свидетельствующие об этом.
Очевидно, вторжение России в Украину, ставшее не просто вооружённым конфликтом, а полноценной войной, явилось катализатором этого процесса распада и трансформации постсоветского пространства, процесса
ликвидации СССР не просто как государства, а как геополитической идеи.