В преддверии Вильнюсского саммита НАТО президент The Potomac Foundation профессор Филипп Карбер и генерал-лейтенант Вооружённых Сил Канады в отставке Тревор Кадье презентовали доклад "Куда движется стратегия отношений Украины и НАТО", в котором поднимают проблему отсутствия у альянса стратегии безопасности для Восточной Европы и призывают НАТО сформировать принципиально новую стратегию сдерживания России, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, документально закрепить необходимость членства Украины в НАТО для реализации такой стратегии в Восточной Европе.
Авторы доклада подвергли конструктивной критике существующую стратегию вооружения Украины, называя её "мягкой" и "недостаточной" для освобождения Украиной собственных территорий. Они призывают предоставить Украине все необходимое вооружение для достижения цели по деоккупации территорий и презентуют собственное видение того, какие типы вооружений необходимы для усиления конкретных секторов безопасности и обороны Украины для достижения поставленных задач.
Информационное агентство GuildHall публикует полный текст доклада и некоторые ключевые положения из него. Последние я и привожу здесь (см. под кат).
Доклад содержит пять основных позиций.
Первая - у НАТО нет стратегии безопасности для Восточной Европы перед имперскими амбициями РФ, а такая стратегия необходима. С одной стороны, она должна стать стратегией сдерживания России и иллюстрировать Москве бесперспективность захватнических амбиций, а с другой, - в перспективе приглашать Россию стать частью новой архитектуры международной системы безопасности.
Вторая - Украина, Финляндия и Швеция должны стать тремя новыми центрами стабильности в Восточной Европе, соединив в единое целое северный и южный фланги НАТО. На Саммите в Вильнюсе необходимо не только документально оформить потенциал Украины в укреплении безопасности альянса, но и признать потенциальные угрозы, вызванные отказом от использования такого украинского потенциала совместно с возможностями Финляндии и Швеции.
Реализация потенциала Украины для укрепления безопасности альянса должна быть изложена в формате плана последовательных действий.
Третья - подрывная деятельность нескольких членов альянса против интересов коллективной безопасности, в частности деятельность Турции и Венгрии, должна быть ограничена. Соответствующие меры должны предусматривать ограничение возможности быть частью военного командования, участвовать в военных учениях и обмене разведывательной информацией.
Четвёртая - политика ядерного сдерживания НАТО ослаблена ввиду существенного ядерного военного доминирования России выраженного в типах и числе модернизированных ядерных вооружений и средств их доставки.
Пятая - безрезультативность военной кампании в Украине может не повлиять на устойчивость режима в РФ, а угроза для Восточного фланга НАТО будет сохраняться долгие годы вне зависимости от того сохранится ли действующий режим или будет трансформирован на более либеральный.
Наряду с укреплением Северного, Восточного и Южного флангов НАТО, в перспективе, для России должен быть проложен стать частью западной цивилизации, в частности, стать участником системы международной коллективной безопасности, после прекращения огня и вывода войск с территории Украины.
Стратегия вооружения Украины.
Авторы доклада указывают на ряд проблемных аспектов существующего формата военно-технической помощи и действующего режима санкций. По их словам, Украина на сегодня не обладает достаточным военным потенциалом для освобождения оккупированных территорий, а затяжной характер войны, наряду с перспективой восстановления Россией собственного военно-технического потенциала, представляют собой серьёзную угрозу. Украина должна получить достаточное число вооружений для освобождения оккупированных территорий.
Эксперты подчёркивают, что Запад должен изменить стратегию вооружения Украины, отказавшись от нынешнего "мягкого" подхода и немедленно поставить все необходимые боевые системы, нарастить потенциал командований армий, нарастить объёмы тренировочных программ. В противном случае Украина может утратить потенциал по освобождению собственных территорий.
Доктор Филипп Карбер и лейтенант-генерал Вооруженных Сил Канады в отставке Тревор Кадье приводят собственное видение необходимых Украине типов вооружений для достижения цели по освобождению суверенных территорий.
Первое - защита от ударов с воздуха и массированных ракетных обстрелов. Возможность атаковать ключевые цели на территории РФ. Для этого необходимы:
● Дальнобойные ракеты ATACAMS.
● Дополнение наземных систем ПВО многоцелевыми истребителями F16, F18 Hornet с возможностью поражения наводных целей и истребителями F-15E Strike Eagle для завоевания господства в воздухе и перехвата ракет. Также, Силам обороны Украины необходим самолёт раннего обнаружения воздушных целей типу E-2C или Hawkeye-2000.
● Штурмовая авиация, самолёты типа A-10 Warthog и AAH-64C Apache для поддержки контрнаступления.
● Создание новой высокоэшелонированной системы противовоздушной обороны. Критическая инфраструктура Украины, гражданское население и наземные силы остаются крайне незащищёнными и уязвимыми. Необходимы: пассивная система мониторинга (типа Vera-NG) и радары многофункционального обнаружения (к примеру, американские многоцелевые радары типа AN/TPY-2 и TPS-77, шведский Giraffe 4a или французский Ground Master 200).
Силы ПВО Украины должны быть усилены дополнительными системами для перехвата угроз с близкого расстояния (т.AN/TWQ Avenger), со средней дальности (US Patriot и/или Италия/Франция; SAMP-T) и большой дальности (например, US THAAD и израильская David’s Sling).
● Противодействие дронам. В дополнение к кинетическим системам с лазерным наведением типа SAIC и Northrop-Grumman Agnostic Gun Trucks, необходимо развертывание в Украине экспериментального энергетического оружия по типу Eprius’ High-Power Microwave Leonidas.
● Системы радиоэлектронной борьбы. Украине нужны тактические портативные системы типа ТСІ-903-ІІ-40, а также РЭБ типа турецкого Koral для покрытия серьёзного пробела в противодействии возможностям радиоэлектронной борьбы РФ.
Второе - обеспечение механизированных сухопутных войск оперативными запасами.
Западные союзники должны восстановить украинские маневренные формирования, включая увеличение обеспечения боеприпасами, запчастями, специальным инструментарием и другими боевыми материалами. После чего, партнеры должны взять на себя продвижение требования по замене не менее 25% механизированных частей Украины ежегодно.
Третье - усиление стойкости подразделений территориальной обороны имеет ключевое значение ввиду высоких потерь профессиональной армии, и, как следствие, изменения характера изначально возложенных на ТРО задач на:
● обеспечение региональной территориальной обороны во взаимодействии с местными властями, преимущественно для защиты от наземного вторжения и атак на города.
● регулярное участие в проведении наземных сухопутных операций.
● защита сотен километров границ Украины, в частности, со стороны Беларуси и Приднестровья.
Четвёртое - обеспечения стойкости Украины. Запад должен помочь разведке Министерства обороны Украины в сборе, обработке и обмене разведданными о противнике. Также, необходима помощь в работе структур разведки по обеспечению устойчивости населения в условиях долгосрочного конфликта.
Пятое - помощь в постоянном обучении и развитии военнослужащих и их интеграции в общевойсковые бригады в целях восполнения потерь. Инициатива содействия безопасности Украины (SAG-U) должна продолжать работу двигаясь в направлении стандартизации всех обучающих курсов для военных.