Люблинская уния 1569 года. Правовые акты

Jun 14, 2021 20:35

Цей пост можна прочитати на українській мові
В 2019 году минуло 450 лет со дня заключения Люблинской унии, важнейшего правового акта, который существенно повлиял на историю Центрально-Восточной Европы и её населения. Принятые тогда решения привели к образованию Речи Посполитой - многокультурного, многоязычного и поликонфессионального государства, наследие которого в разной степени повлияло на создание народов, сегодня живущих на её бывших территориях: белорусов, литовцев, поляков и украинцев.

К этой важной годовщине был подготовлен и издан уникальный сборник под названием "Люблинская уния 1569 года. Правовые акты". Акты касаются территориального и правового порядка Речи Посполитой, принятых Люблинским сеймом, представлены на трех языках - латинском (язык оригинала), польском и украинском.

Под первым катом - содержание сборника, под вторым - отрывки (местами - изложение) из предисловия, написанного составителем сборника, польским историком Генриком Литвином - краткое напоминание, как это событие происходило.

Картина ниже - картина известного польского художника Яна Матейко "Люблинская уния".

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. О Подляшской земле. Привилей возврата Подляшской земли польской Короне [5 марта 1569].

2. Декрет Сигизмунда Августа, короля Польши, устанавливающий, что советники и послы Пруссии должны на сеймах королевства совместно обсуждать дела и Речи Посполитой, и княжества Пруссии. Дано в Люблине 16 марта 1569.

3. О Волынской земле. Привилей возврата Волынской земли Польскому королевству [26 мая 1569].

4. О Киевском княжестве. Привилей возврата Киевского княжества польской Короне [6 июня 1569].

5. Акт Люблинской унии о Княжестве Литовском. Привилей об Унии Великого княжества Литовского с Короной, принятый на вальном Люблинском сейме, от панов-рады, духовных и светских, и земских послов года Божьего 1569 [1 июля].

6. Состав польской и литовской Коронной рады уже единой Речи Посполитой, утверждённый Его Милостью Королём и Коронной радой в Люблине на совместном вальном сейме года Божьего 1569 [после 4 июля]

7. Сигизмунд, польский король, устанавливает порядок, который должны соблюдать коронные и литовские маршалки [19 июля 1569]

8. Инкорпорация княжества Курляндии и Семигалии [3 августа 1569]

9. Подтверждение унии между польским и литовским народами на всеобщем Люблинском сейме, совершенной года 1569 [11 августа]

10. Конституции коронного Люблинского сейма соединённого народа, польского и литовского года 1569 [11 августа]

В шестидесятых годах XVI века Европа была ареной многих конфликтов. Продолжалась реформация и шёл острый спор новых конфессий с католицизмом, переходящий в политическое, а иногда и военное противостояние. Англия, Шотландия и Швеция официально встали на сторону протестантов. Германия, Франция, Польша и Литва подверглись внутреннему делению. Католическими остались Испания, Португалия и разделённая на малые государства Италия. В то же время происходило династическое соперничество за доминирование над Европой между Габсбургами, правившими немецкой империей, Испанией и Валуа, представлявших стремления Франции.

XVI в. считают периодом создания централизованных государств с сильной монархической властью, однако на самом деле политическая карта Европы полна в это время государствами со сложной внутренней структурой и династическими связями. Испания в этот период - это довольно условное понятие. Король Филипп II господствовал над отдельными королевствами Кастилии и Арагонии, рядом других государств, таких как Нидерланды, Бургундия, Неаполь, Сицилия, Сардиния, Миланское герцогство и т. д. Германская империя была конгломератом различных больших и малых территорий с существенной степенью независимости. Также "империя" австрийских Гарбсбургов состояла из многих государств с отдельными политическими системами - Венгрия, Чехия, Австрия, Каринтия, Тироль и множества малых княжеств, графств, владений. Английский король господствовал также над Ирландией, датский король - над Норвегией, шведский - над Финляндией. Даже внешне монолитная Франция делилась на pays d'élections, то есть королевские округа, и pays d'états, с сильными региональными институтами, рудиментами древней отдельности. На этом фоне союз Польского королевства и Великого княжества Литовского выглядит вполне естественным.

Обе страны ещё в конце XIV века объединил общий стратегический интерес - борьба с экспансивным орденом крестоносцев. В XVI веке крестоносцев удалось окончательно разбить, хотя они и оставили в наследство Герцогство Пруссию, бывшее в вассальной зависимости от Польши. Чуть позже начало приходить в упадок государство ордена меченосцев (Ливония), соседей крестоносцев и их союзников. Таким образом образовалась зона геополитической пустоты, которая поощрила к действиям всех соседних мощных игроков. Швеция, Дания, Пруссия и, прежде всего, Москва начали претендовать на контроль над нестабильной территорией. Сигизмунд Август, правивший в Польше и Литве, считал, что только присоединение Ливонии к его владениям на правах автономии сможет принести стабильность, а экспансия северных и восточных соседей, в частности Москвы, станет смертельной угрозой для этой стабильности. Он стремился закрепиться на Балтике и создать "Морскую страну".

Москву Ивана Грозного признали главным стратегическим противником не только из-за спора за Ливонию, но, прежде всего, через почти двухсотлетнее соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за руские земли, наследие Киевской Руси. В этом споре почти сто лет более успешной была Литва, но с конца XV века она только проигрывала. Её восточная граница переместилась от подмосковных полей до реки Двина, когда в 1563 году войско Ивана Грозного заняло Полоцк. Великое княжество Литовское уже не просто занимало оборонительные позиции, а находилось под реальной угрозой.

Сигизмунд Август был убеждён, что с большими вызовами международной политики польская Корона и Великое княжество могут справиться только вместе в тесном союзе. Осторожная, но последовательная политика Сигизмунда Августа привела к созыву общего польско-литовского сейма, который должен был утвердить союз. Это был непростой процесс, поскольку исходные позиции главных партнёров довольно сильно отличались. Большинство прибывших представителей польской шляхты и часть сенаторов стремились к тесному союзу, предполагавшему полную ликвидацию литовской государственности. Группа литовских вельмож вообще не хотела унии, стремилась сохранить все атрибуты суверенности и заключить военный альянс в определённой форме. Король и группа сенаторов, его поддерживавших, стремились создать федеративное государство с общим монархом и сеймом с сохранением отдельности субъектов. Решение вопроса польско-литовского союза должно было также открыть дорогу к правовому урегулированию статуса территорий, унаследованных от ордена меченосцев - Ливонии и герцогства Курляндии. Во время дискуссии о союзе возник также вопрос особого статуса для Волыни и Киевщины.

Сейм проходил тяжело. Но король тогда продемонстрировал свою решительность относительно создания общего государства и объявил о присоединении к Короне Волыни (вместе с Брацлавщиной) и Подляшья, принадлежавших на то время Великому княжеству Литовскому. На Подляшье относительно быстро приняли это решение короля, а вот волыняне противились. В конце концов съезд местной шляхты допустил возможность союза Волыни с Короной, но на условиях двустороннего соглашения, и волыняне получили привилей, гарантировавший им значительную степень обособленности. Они также выступили с инициативой, чтобы на подобных условиях Киевщина присоединилась к Короне, что и произошло. Был урегулирован также статус Королевской Пруссии, Ливонии и Курляндии. Во время сейма вассальную присягу королю принесли герцог Пруссии Альбрехт Фридрих и господарь Молдовы Богдан Лапушанин.

Сигизмунд Август и польско-литовский сейм в Люблине в 1569 году образовали Речь Посполитую, Республику Обоих Наций. В польско-литовской федерации был общий правитель и сейм, отдельными оставались казна, армии, центральные органы власти, судопроизводство и языки управления. Можно сказать, что появление новой страны не ликвидировало два государства, существовавших ранее. Статус автономии от обеих частей Речи Посполитой получила Ливония, присоединённая одновременно и к Польше, и к Литве. В рамках польской Короны с 1569 года существовали автономии Киевщины, Волыни и Брацлавщины, имевшие собственный язык управления и судопроизводство. Значительную долю самостоятельности сохранило королевство Пруссия (например, участие городов в сеймиках). Во время Люблинского сейма урегулирован статус Курляндии, которая стала вассальным герцогством Речи Посполитой. Состоялась также вассальная присяга герцога Альбрехта-Фридриха Гогенцоллерна, подтвердившего вассальную зависимость королевства Пруссии от польско-литовского государства.

Унийный сейм установил определённый политический порядок на больших пространствах Центральной и Восточной Европы. Порядок этот строился на сосуществовании и сотрудничестве многих субъектов с разным этнически-культурным и религиозным составом. Его сберегала политическая система, созданная в Польше, которую иногда называют шляхетской демократией, а иногда - более точно - смешанной монархией. В любом случае, подобное устройство предоставляло сейму и сеймикам значительное влияние в управлении страной, а значит, гарантировало местному шляхетскому самоуправлению существенную самостоятельность. С точки зрения шляхтича Речь Посполитая была страной свободы. Наиболее популярный в те времена "публицист" Станислав Ожеховський писал об этом с энтузиазмом: "Поляк всегда весёлый в своём королевстве! Поёт, танцует свободно, не имея на себе ни одного подневольного обязательства". Такое видение привлекательности своей системы польская шляхта предлагала партнёрам в 1569 году.

Все представленные акты (кроме "Конституции Ливонии") выданы в форме королевских привилеев, но мы знаем, что их тексты создавали заинтересованные стороны - бенефициары привилеев. В конце концов, содержание говорит само за себя.



Речь Посполитая

Previous post Next post
Up