В 1950 году Дмитрий Донцов написал небольшую статью под названием "Призрак большевизма у Достоевского". Несколько абзацев из неё.
Редко в мировой литературе можно найти фигуру, полную таких противоречий, как Фёдор Достоевский. Редкий русский говорил о своём народе столько пренебрежительных слов, и видимо ни один не делал из своего народа такого идола, как Достоевский. Никто так не осознавал душевного уродства своего народа, и никто как Достоевский не считал свой народ - с таким убеждением - народом, который должен "духовно возродить мир". Никто так, как Достоевский не подготовил ментальность россиян к принятию большевизма - и Достоевскому же принадлежит блестящая сатира, больше! - грозное видение большевизма, точную, до деталей, фотографию которого дал нам художник в своём романе "Бесы".
Один из персонажей "Бесов", Шатов, говорит: "всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов… Единый народ "богоносец" - это - русский народ". Собственно, те "бесы", те "шигалёвцы" (банда Шигалева) и являются у Достоевского пророками этого народа "богоносца", предтечами нынешних.
Поэтому то, пишет Достоевский, - "вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести… Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым "правом на бесчестье" его скорей всего увлечь можно." Поэтому - "мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве". Разве это не зеркало социального устройства современной России.
Отдав должное Достоевскому как пророку, подытоживая Донцов говорит:
Означает ли это, что Достоевский был защитником западной культуры против орд московских варваров? Ничего подобного! Виконт де-Вогюэ, который бывал в Петербурге, знал лично Достоевского - рассказывает, как он ходил с ним по улицам Парижа и как Достоевский - не без наслаждения - предрекал крах столицы на Сене, уничтоженной ордами "народа-богоносца"... А одной из основных черт характера этого народа является соединение в себе Ивана Грозного и Ленина, Петра и Сталина, царских опричников ХVI-го века и большевистских чекистов ХХ. Трагедия Запада в том, что он никак этого не хочет понять.