Вчера вечером и сегодня с утра все новостные ленты и лента ЖЖ забита сообщениями: ах, ох, цены на нефть ушли в минус! Как правило в этих сообщения превалирует эмоциональная составляющая и из них сложно понять, что же на самом деле произошло на рынке.
Такое комплексное понимание, как мне представляется, дает разъяснение Владислава Рашкована, заместителя исполнительного директора в Международном валютном фонде. Некоторые ключевые моменты из него (
Источник).
Для того, чтобы понять причины падения цены на нефть вчера, необходимо понимать четыре момента:
1) в целом ситуация в понедельник, 20 апреля, касалась не всей нефти, а только сырой нефти WTI (West Texas Intermediate). По данным Reuters, вечером также в минус ушли и котировки нефти на европейском спот-рынке, но не так катастрофически для Urals и Brent;
2) инструмент, за которым мы наблюдали в понедельник, - это фьючерс на WTI, который торгуется на
NYMEX с тикером CL. Фьючерсы на Brent и Urals тоже снизились, но не так значительно;
3) особенность этого инструмента - это не финансовый (спекулятивный) инструмент, где расчет происходит только в деньгах в зависимости от того, кто лучше угадал курс на определенную дату.
CL - это поставочный контракт (this contract is settled physically), то есть тот, кто его продает (short side), обязан поставить нефть покупателю (long side), который обязан ее физически принять (для нефти Brent таких жестких условий нет). Другими словами: продавец должен иметь нефть, а покупатель должен иметь законтрактованные физические хранилища для закачки покупаемой нефти.
4) мы говорим о цене фьючерсов на поставку именно Фьючерс. Цена на июньский контракт на поставку нефти WTI в понедельник снизилась не так значительно: на 14,1%, до $21,5 за баррель.
То есть суммируя - мы говорим о специфическом активе: фьючерсных контрактах, торгуемых на NYMEX (тикер CL), на физическую поставку нефти марки WTI в мае 2020-го.
ВОПРОС: почему падение произошло именно в этот черный нефтяной понедельник?
- Те фьючерсные контракты на май, за которыми мы наблюдали, перестают торговаться 21 апреля, то есть понедельник, 20 апреля был последним днем их торгов.
- Сами по себе фьючерсы были на руках тех, кто планировал купить нефть, и у тех, кто просто хеджировал свои риски; на фоне снижающихся цен на нефть в течение последних недель те, кто держали фьючерсы в своих портфелях для хеджирования, решили их продать, и понедельник 20 апреля был последним днем, когда они могли это сделать; им нужно было или продать фьючерсы, или брать на себя обязательства физически купить нефть.
СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС: а что означают отрицательные цены на нефть?
- Мы все помним с экономической теории проблему постоянных затрат в период кризиса - переменные затраты снижаются со снижением производства, но постоянные затраты остаются.
- Динамика цен в понедельник показала, что для некоторых нефтедобывающих компаний дешевле продать нефть по любой цене сейчас, чем останавливать добычу и консервировать скважины; даже по отрицательной цене.
- Отрицательная цена на фьючерс означала следующее: продавец фьючерсного контракта доплатит более 30 долларов покупателю контракта за то, что тот купит у него сырую нефть и потом ее закачает в какие-то свои законтрактованные хранилища.
- В принципе, такие ситуации с негативной ценой фьючерсных контрактов иногда бывают. В таких случаях продавцы просто рассчитывают свои альтернативные издержки владения контрактом, и в случае, если эти издержки выше, чем потери от негативной цены, могут продавать активы ниже нуля, то есть доплачивая покупателям.
- Стоит сказать, что для тех, кто имел, куда сгружать нефть, это была очень прибыльная сделка.