Попалась на глаза небольшая статья
"Аналіз стану систем захисту літальних апаратів Повітряних Сил Збройних Сил України" ("Анализ состояния систем защиты летательных аппаратов Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины"), напечатанная в сборнике "Наука і техніка Повітряних Сил Збройних Сил України", издаваемом Харьковским национальным университетом Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба.
В статье представлен опыт и анализ эффективности использования средств защиты самолетов в ходе боевых действий на Донбассе. Среди прочего приведена, в частности, статистика боевых потерь самолётов в периоде использования авиации. Общие потери составляют 11 единиц, в т.ч.:
Ан-26 - 1 ед. Ан-30 - 1 ед. Ил-76МД - 1 ед.
Су-24М - 1 ед. Су-25 - 5 ед. МиГ-29 - 2 ед.
Это общая статистика и она, в принципе, общеизвестна. Больший интерес представляют некоторые частности, также приведенные в статье.
Во-первых,…
…дана статистика поражения самолётов по типам средств поражения, а именно:
ПЗРК - 4 ед.: 1 Ан-30, 1 Ил-76МД, 2 СУ-25;
ЗРК "Бук", "Панцирь", "Тор" - 4 ед.: 1 Су-24М, 3 Су-25;
управляемые ракеты "воздух-воздух" - 2 ед.: 1 Ан-26, 1 Су-25.
Во-вторых, обращает на себя внимание информация о том, что два самолёта были сбиты ракетами "воздух-воздух", т.е. вследствие атак истребителей ВВС России, которая официально в боевых действиях на Донбассе не участвовала, но пуски ракет производились с самолётов, находящихся в воздушном пространстве России (та же "схема", что и при уничтожении российского Су-24 в Сирии в ноябре 2015 г.).
Эту информацию нельзя назвать сенсационной. Об этом (в части самолёта Ан-26, по крайней мере) мне приходилось читать ещё во второй половине 2014 г. и эта информация исходила из серьёзного источника. И хотя тогда об этом говорилось не прямо, а намёком, но этот намёк был более чем прозрачен и двойного понимания не допускал. Здесь же об этом утверждается безапелляционно.
Кроме того, эти две атаки российских истребителей были не единственными. Они осуществлялись неоднократно, но в остальных случаях были безуспешными - при получении информации об атаке самолёты Воздушных Сил ВСУ производили отстрел противорадиолокационного патрона (для защиты от атак ракет с радиолокационными головками наведения) и выполняли противоистребительный маневр, что в совокупности давало высокую эффективность защиты.