Даже на тонущем "Титанике" мы услышали бы от власти рассказ о том, как мудро она им управляет. И если бы не враги, подсунувшие айсберг… Стране всегда кто-то мешает, что является хорошим объяснением многих неадекватностей ее развития. Власть своими медийными ресурсами может привлекать внимание к нужному событию или уводить внимание массовой аудитории от неприятного для нее события. В результате подобного рода манипуляций массовое сознание получает искаженное понимание мира.
При своем "рождении" информация была призвана отражать реальность. Чем четче информация это делала, тем больше от нее было пользы. Именно тогда сформировалась бо́льшая значимость негативной информации над позитивной. По этой модели фейки, будучи негативной информацией, распространяются в соцсети в несколько раз быстрее позитива.
Религия и идеология стали первыми индустриальными технологиями, которым удалось развести реальность и информации в разные стороны, по сути оторвав друг от друга. Они это сделали с помощью введения и удержания сакральных объектов, которые не подлежат критике. Бог или Ленин-Сталин являются примерами таких объектов. Соответственно, нельзя было подвергать сомнению любую информацию, связанную с ними. Сакральное даже нельзя описывать в подробностях, им можно и нужно только восхищаться.
Более того, для описания власти требуется даже иной язык. В.Найшуль, например,
пишет о "неадекватности" языка описания власти:
"Еще язык может войти в политический обиход через политическую практику. Здесь я бы хотел обратить ваше внимание на то, что за четырнадцать лет оба президента (речь идет о президентах России, а написано это в 2006 г. - y_kulyk) ни разу не выступали с обращением к стране, где они бы говорили о том, в каком положении страна находится и что они собираются делать. Я могу достоверно сказать, что на современном языке это невозможно сделать, потому что был в группе, которая пыталась подготовить такое выступление. На современном русском языке это будет или отчет Мировому Банку, либо патетика, которая своей фальшью отпугнет всенародную аудиторию. Президент обращается к Федеральному собранию, но это, так сказать, от номенклатуры к номенклатуре. Так что современный политический язык беден... На мой взгляд, нет ничего ужаснее, чем нынешняя Конституция. Она есть оскорбление политических смыслов и русского языка одновременно"
По сути он говорит о том, что "несакрализированные" понятия плохо годятся для описания действий власти, поскольку они никак не отрываются от действительности. Они привязаны к действительности, что неинтересно для власти, поскольку может вызывать вопросы, а сакральные смыслы завышают власть, лишая возможности подвергнуть сомнению ее действия.
✦ ✦ ✦
Определенные периоды настоящего заставляют власть "поднимать прошлое" в современность. Так создается фундамент того шаткого здания, которое выстраивается в наши дни. Для СССР это была революция 1917 года, для России - это война 1941 - 1945. Они создают нарратив легитимности. Смена политических режимов делает необходимым смену этого нарратива легитимности, что практически меняет историю, которую предыдущая власть "лелеяла". Теперь надо создавать новые произведения литературы и искусства, чтобы ввести эту новую базу в массовое сознание, не говоря о переписывании учебников истории от школы до университета. Каждая такая смена политического режима "озаряет" граждан новым видением прошлого, создавая из них носителей новой истины. Даже простая смена президентов в Украине "выбрасывает" старого президента из списка хороших людей.
Еще одну причину любви к прошлому И. Давыдов
формулирует так:
"Чем меньше поводов для гордости в настоящем, чем туманнее будущее, тем важнее прошлые подвиги. Символический капитал в некотором смысле даже важнее, чем реальные деньги в кубышке, и возможность им распоряжаться - одна из ключевых возможностей власти. Режим отлично это понимает, и право свое получать с символического капитала Победы проценты не уступит никому. Повторю здесь мысль, которую высказывал уже неоднократно: очень показательна в этом смысле история Бессмертного полка. Он начинался как частная инициатива, как попытка конструировать коллективную память через суммирование многих частных воспоминаний о конкретных и близких людях. А превратился в государственное дело, в продолжение военного парада, в котором погибшие герои оказались чем-то вроде дополнительного рода войск: вот пехота, вот артиллерия, вот ракеты, вот танки, а вот наши мертвые".
Прошлое хорошо еще и тем, что возможны любые его интерпретации, позволяющие создать то, что нужно для легитимации власти в настоящем. Свидетелей событий давно нет среди нас, поэтому о прошлом можно рассказывать такие же вольности, что и о будущем.
Поскольку прошлое управляемо, а настоящее нет, а оно управляемо потому, что мы можем брать из него любые нужные нам факты и молчать о других, то прошлое, как, кстати, и будущее (далекое), являются лакомыми "кусками" для власти. Как мы говорили выше, из прошлого можно "выхватить" даже сакральность для настоящего.
✦ ✦ ✦
М.Алюков
перечисляет ряд приемов создания достоверности в российских телевизионных новостях об Украине:
- наличие насилия, поскольку зритель считает, что насилие не может быть постановочным,
- узнавание простых людей, поскольку обычные люди лучше смотрятся на экране, чем коррумпированные политики,
- авторитет государства, считая, что государственный канал не может врать,
- насыщенность эмоциями, в первую очередь страхом, боязнь того, что это может прийти и на их территорию.
В целом вывод автора таков:
"Шаблоны интерпретации помогают упростить сложный и далекий мир политики и перевести его на язык близкого и понятного мира повседневности. Они помогают понять, что правда, а что нет, что приемлемо, а что недопустимо, не тратя времени и не прилагая усилий. Здесь открывается огромный простор для манипуляции - опираясь на такие шаблоны, телевидение предлагает зрителям картину, которой они верят - или, по крайней мере, считают приемлемой".
Можем признать этот метод "черным зеркалом", поскольку задачей становится показ в нем самого зрителя, только не в позитивном, а в негативном ключе. Это акцентуированная подача того, как быть не должно. Отсюда фраза Путина "Вы хотите, чтобы было как в Париже (Киеве)", усиливающая воздействие.
Власть пытается управлять информационными потоками, уводя от себя отрицательные потоки и привлекая положительные.
✦ ✦ ✦
Все сказанное в этом посте является цитатами из статьи Георгия Почепцова
Нестандартное использование информации, позволяющее властям побеждать реальность.