Готовлю в газету статью об управлении качеством на предприятии. Делюсь интересностями)))
* Производственная линия Toyota в случае возникновения любого сбоя останавливается вся. Право на остановку линии имеет любой рабочий, выявивший на своем участке брак (дефект, несоответствие) допущенный ранее.
Делается это для того чтобы не нарушить баланс, не допустить перепроизводства на одном участке и недопроизводства на другом. С одной стороны это конечно приводит к уменьшению объемов выпуска, но с другой гарантирует сохранение правильного взаимодействия на участках, отсутствия накапливания перепроизведенного товара, отсутствия площадей под складирование, отсутствия необходимости решать ситуационные задачи, улучшения управляемости в целом, экономии средств как результат.
Что интересно, у Toyota наказаний для сотрудников нет. Тех, кто не умеет - учат. Тех, кто не может освоить - переводят на другую работу. Увольнение - крайняя мера. Причем не мера воздействия на коллектив, а селективная. Просто компания отказывается от развития данного сотрудника, но только в том случае если все резервы по его мотивации и адаптации уже исчерпаны. Такой подход дает сотрудникам уверенность в своем завтра, а компания имеет привлекательный имидж. Как результат - предложение (желание поступить на работу) превышает спрос, и компания может выбирать уже на этом этапе.
Также Toyota практикует систему пожизненного найма, когда сотрудник после определенного срока безупречной работы трудоустраивается до выхода на пенсию.
* Венгерские птицефабрики не занимаются отборкой яиц по сортам. У них нет этой части процесса. Потому, что они знают при каких условиях куры несут яйца того или иного сорта. Изменяя условия, они получают требуемый результат.
* По оценкам японских менеджеров топ-уровня различие между японским и постсоветским подходом к менеджменту в том, что в СНГ чаще всего хороший руководитель это тот, кто не задает много вопросов, и у которого в подразделении нет проблем. Японцы же считают, что если у руководителя нет вопросов, значит, он не ищет путей к совершенствованию, если нет проблем, значит, он остановился в своем развитии.
Основными задачами руководителя у нас является внесение предположений и согласование решений. Европа, Америка, Япония - добиваются от руководителя ответственности за постоянное совершенствование. Акцент делается на использование внутреннего ресурса, но в случае его нехватки руководитель имеет полное право говорить о его увеличении, обосновывая необходимость последнего.