Feb 23, 2011 19:12
Блаженный Иоанн Дунс Скот доказывает необходимость одного Сущего, которое является причиной всего остального.
Насколько я понял, главный момент этого развёрнутого доказательства состоит в том, чтобы доказать невозможность бесконечного ряда таких причин.
Доказывается это указанием на различие причин по существу и акцидентальных. Первые являются главными, от них (необходимо) зависит возникающее, которое они производят. А акцидентальные причины являются вторичными и не главными, они могут вовсе не зависеть друг от друга (а зависеть только от общей сущностной причины).
(Например, многообразные акцидентальные навыки (строить, рисовать, считать, петь и танцевать и т. д.) человека имеют общую сущностную причину - разумность человека. Если, конечно, я это правильно понимаю.)
Блаженный Иоанн говорит, что все сущностные причины должны различаться по смыслу. Если они разные и связаны друг с другом отношением причинности, то они образуют иерархию (сущностных) причин.
Поскольку они все необходимы для того, чтобы нечто произвести, они должны действовать одновременно.
Вот, видимо, из этой одновременности действия и следует невозможность их бесконечности (бесконечного ряда причин).
"... для того, чтобы показать основное положение, я разъясняю, какие причины упорядочены сущностно, а какие - акцидентально; отсюда следует знать, что говорить о причинах per se и per accidens - это одно, а о причинах, упорядоченных per se, или сущностно, и акцидентально - другое. Ведь в первом случае имеет место лишь сравнение одного с другим, причины с причиненным; и причина per se - та, которая причиняет сообразно своей собственной природе, а не сообразно чему-то себе акцидентальному. Во втором случае имеет место сравнения двух причин между собой в силу того, что наличествует причиненное ими обоими.
И [причины], упорядоченные сущностно и per se, отличаются от упорядоченных акцидентально трояко. Первое отличие: в [упорядоченных] per se вторая [причина] в том, что она причиняет, зависит от первой; в [упорядоченных] акцидентально - нет, хотя в отношении бытия или чего-либо другого - зависит. Второе: в упорядоченных per se [причинах] имеет место причинность иного смысла и порядка, поскольку более высокая есть более превосходная; в [упорядоченных] акцидентально - нет. И это следует из первого [отличия]; ведь никакая причина в причинении не зависит сущностно от причины того же смысла, поскольку в причинении чего-либо достаточно одной [причины] одного смысла. Следует третье: все причины, упорядоченные per se, требуются для причинения необходимо единовременно, в противном случае для эффекта будет недоставать какой-нибудь причинности per se; [причины], упорядоченные акцидентально, не требуются единовременно.
Из этого основное положение показывается так: бесконечность сущностно упорядоченных [причин] невозможна, а бесконечность [причин], упорядоченных акцидентально, возможна только при допущении, что она основывается на сущностно упорядоченных причинах; следовательно, бесконечность в отношении сущностно упорядоченных причин совершенно невозможна. И даже если отрицается сущностный порядок, бесконечность невозможна; следовательно, бесспорно существует некое производящее, первое безусловно".
То есть можно понять, что для того, чтобы что-то произошло, нужно ограниченное число причин. И из этих причин одна будет главной, выходит, что первой. И это Бог.)
(Но мы -то называем Это иначе - у нас всё возникает из Основы Всего.)
Блаженный Иоанн указывает на Разумность Первой Причины - ведь Она установила цель достигла её,
и Любовь - ведь Она устремилась к этой цели.
Вообще, Тонкий Доктор видел смысл теологии в том, чтобы учить любви.
В.В.
Ум-Сердце,
Вера Христова