Black '47 / Черный 47-й (2018)

Nov 26, 2022 20:28



Про фильм когда-то писал в больших кино-итогах 2018-го, потом выкладывал на FB и на Site.UA.
Пусть, наверное, и здесь отдельным постом повисит.

Традиции это важно. Будучи до мозга костей киноманом, у меня вот большинство личных традиций тоже, как правило, связаны с кино.
Например, последние годы, каждую четвертую субботу ноября, в День памяти жертв голодоморов, пересматриваю «Black '47». Сейчас пересмотрю снова.
Сегодня, когда уже современные российские нацисты отчаянно пытаются повторить геноцид, актуально как никогда.

Грубоватый, не претендующий на лавры шедевра, просто и без каких либо художественных изысков скроенный брутальный ирландский вестерн. Лютое бескомпромиссное кино, у которого есть чему поучиться всем желающим снять действительно стоящую картину про Голодомор.
1847-й год. Самый страшный год Великого голода в Ирландии. На родину возвращается дезертировавший из колониальной армии солдат - Фиини (Джеймс Фрешвилл).
Почти вся его семья мертва, а оставшихся посреди суровой зимы выселяет погибать на холод их лендлорд (землевладелец).
Фиини не намерен подобное терпеть, и не собирается никого прощать. Опытный солдат берет в руки оружие…
На поимку дезертира-мстителя отправляют его бывшего командира, выпущенного ради этой мисси из тюрьмы (Хьюго Уивинг)



Приятель от которого узнал о фильме очень метко сказал - "Black '47' это «Гіркі жнива» которые мы заслужили.
Все так. Аналогии напрашиваются.
Конечно да, я понимаю, что нельзя поставить знак «равно» между Великим голодом в Ирландии и Голодомором в Украине.
В первом случае трагедия была вызвана по большей части объективными причинами: погибший урожай картофеля и аномально холодная зима. Пренебрежительная политика местной администрации и бесчеловечность английских землевладельцев лишь усугубили ситуацию.
Корона и столичные британские власти пытались исправить происходящее, но сделали, очевидно, недостаточно.
Итог - в результате голода погибли сотни тысяч человек, а волна эмиграции навсегда изменила не только потерявшую 30% населения Ирландию, но и США, куда они перебрались.
В случае Голодомора количество жертв уже исчисляется не сотнями тысяч, а миллионами, и никаких объективных причин для голода не было. Только искусственные, только чудовищная, преступная политика советской россии.
Тем ни менее, между событиями есть много параллелей.
И сегодня как для украинцев, так и для ирландцев эти трагедии стали важной частью национальной памяти и сознания. Причем в Ирландии тема Великого голода также является актуальной и своевременной.
Кто-то называет голод «Ирландским Холокостом» и обвиняет англичан в геноциде. Другие - природным бедствием, с последствиями которого власти плохо справились. Темой спекулируют многие политические силы... Параллелей много...
Вот только, несмотря на все попытки, отечественное кино, ничего действительно достойного на тему пока, увы, так и не создало. Ну, как по мне.



И уж прости Джеймс Нортон, но и созданный в копродукции «Gareth Jones» тоже мог бы быть значительно лучше…
А вот ирландцы сняли маленькое чудо с живым, современным киноязыком вместо штампов.
Лэнс Дэйли - режиссер и сценарист «Black '47» во всех интервью подчеркивает, что и он, и актеры, и вся съемочная группа чувствовали огромную ответственность, ведь, несмотря на колоссальное значение Великого голода для истории Ирландии о нем еще не было снято ни одного полноценного художественного фильма.
Неглядя на такое бремя ответственности, ирландцы сумели не уходить в лишний пафос и не пытались создать нечто большое и монументальное. Перед нами брутальная жанровая бэшка. Картина, скроенная по всем канонам классического вестерна.
Одинокий мститель берет ружье и справедливость в свои руки и начинает борьбу против контролирующего всю округу жестокого местного функционера… суровые всадники неспешно заезжают в маленький городок… перестрелки... погони… дорога по безжизненным пустошам….
В памяти всплывает не список «Список Шиндлера», в памяти всплывают «Непрощенный» и «Дикая банда».
И в то же время, играя на поле недорогого жанрового кино, фильм умудряется действительно тронуть за живое и донести что-то важное. Мое почтение.



Знакомый после просмотра написал, что фильм разжигает с такой силой, что после него тут же хочется записаться в ирландцы и пойти крошить англичан…
Я англичан люблю и крошить никого не хочется, но да, нельзя отрицать, кино настолько бескомпромиссное, что даже трудно поверить в то, что его сняли сейчас, в 21-м веке, в Соединенном Королевстве, да еще и с участием целой кучи звезд.
Сегодня, когда кругом политкорректность, когда в фильмах на острые темы обычно стараются сгладить все углы, показать события с разных точек зрения и максимально все заправить гуманизмом… и вдруг такое.
Здесь ради одной только сцены у костра уже стоило снять картину. Сцены, в которой ирландец у себя в Ирландии разговаривает на ирландском, а считающий себя «старшим братом» англичанин брезгливо закатывает глаза и требует говорить по-английски, ведь он не понимает местную чепуху…. (уже следующая сцена станет для англичанина последней).
В очередной раз убедился, что ирландцы сегодня как никто больше умеют в рамках копеечного жанрового кино снимать не просто интересные и изобретательные фильмы с живым кино-языком вместо клише, но и поднимают в этих фильмах действительно важные и значимые для национального самосознания темы.
В общем: скупое, жесткое, суровое кино. Картину словно не сняли, а высекли из цельного куска неприступной ирландской скалы.
Erin go Bragh!
Previous post Next post
Up