Дзифт / Zift (2008)

Sep 19, 2018 17:20



В рамках тематической кинорулетки по неонуарам наконец то посмотрел «Дзифт»

Спустя пятнадцать лет после неудачного ограбления ювелира…, отбыв срок за убийство которое совершил его подельник, из софийской тюрьмы выходит Моль.
Попав за решетку в 44-м, незадолго до коммунистического переворота, герой выходит в новый, незнакомый ему мир социалистической Болгарии.
Но за эти годы изменился и сам Моль… Сев романтичным дворовым гопником, выходит он уже суровым уголовником, с сияющим бритым черепом, и покрытым татуировками телом.
Годы в тюрьме Моль посвятил самосовершенствованию… прочитал все, что было в тюремной библиотеке (особенно уважал словарь иностранных слов, которым с приходом социализма заменили тюремную Библию)…, стал чемпионом по отжиманиям…, и намотал на ус незамысловатую житейскую мудрость, которой с ним щедро делился пожилой сокамерник - Ван Выколи Глаз…

По мнению Моли план, это «фантазия с точной датой», и вооружившись таким вот тюремным багажем знаний и навыков, Моль выходит с одной целью, реализовать свой план - посетить могилу сына, которого он так никогда и не видел, и прыгнув в трюм какого-нибудь корабля удрать из «социалистического рая» в рай тропический.
Но, перед нами нуар, а в нуарах, как известно все и всегда идет далеко не по плану.





На выходе из тюрьмы Моль встречают люди его бывшего подельника, а ныне майора госбезопасности…
Товарищу майору все эти годы не давал покоя один вопрос: Где член негра!? Ведь именно в этой, интимной части статуэтки черного мужчины, ограбленный ювелир прятал гигантский бриллиант.
Ну и, конечно же, в игру вступает femme fatale, как без нее… здесь это любовь всей жизни героя - Ада.

«Дзифт» - кинодебют болгарского театрального режиссера Явора Гырдева.
Не знаю, что из себя представляют его театральные постановки, хотя учитывая, что среди работ есть постановки пьес по Мартину Макдонаху, можно предположить, что там тоже огонь….
Так или иначе, в кино режиссер дебютировал мощно! «Дзифт» это настолько наглая, стильная, позерская и нахрапистая игра в нуар, что глаз от нее оторвать невозможно ни на секунду, несмотря на все «детские болезни» и недостатки дебюта.

Картина берет за основу рассказ Владислава Тодорова, и то, что источником послужила малая литературная форма заметно сразу. Хлесткая, цельная, лаконичная история… за исключением флешбеков действие которой развивается в один день.
Нон-стоп марафон, отравленного, и по сути уже мертвого героя (привет «Мертв по прибытии»), по улицам тоталитарной черно-белой Софии.
Сплошной калейдоскоп нуарных штампов, гротескных образов, и игры со стилем…







Иногда, это чувство стиля, и собственная наглость режиссера подводят,… возможно, в фильме чуть больше некрасивых обнаженных тел и задниц, чем следовало бы…, возможно иногда эта игра в Тарантино с разбросанными по ленте монологами-новеллами выглядит слегка вульгарным подражанием… Недостатки у фильма, повторюсь, есть (включая даже чисто технические), но эта неидеальнось, и некоторая шероховатость здесь только придает картине свой шарм, и оставляет послевкусие честного, смелого, сделанного от души, и на огромном энтузиазме Кино.

Вообще я всегда считал Нуар самым (уж простите за тавтологию) кинематографичным направлением кино.
Висельный юмор, циничные, немногословные герои попавшие в безвыходные ситуации, атмосфера эдакого флегматичного фатализма, полное отсутствие положительных персонажей, закрученные криминальные сюжеты, роковые женщины в шикарных платьях и суровые, сильно пьющие мужчины в шляпах… красота.
Неудивительно, что многие режиссеры-дебютанты начинают карьеру именно с нуаров.





Так и Явор Гырдев прыгнул в эту стилистику с головой, смешав эстетику нуара с антуражем и фактурой социалистической Болгарии. Смесь получилась гремучая.
Но, несмотря на всю кинематографичность и насыщенность «Дзифта» кино-отсылками, уверен, что главным источником вдохновения тут послужила компьютерная игра (которая в свою очередь вдохновлялась фильмами).
Готов поспорить на бутылку ирландского виски, что режиссер как минимум знаком с великим «Максом Пэйном». Построение кадра… характер закадровых монологов… не глядя на весь болгарский антураж, часто возникало ощущение, будто я смотрю одну из заставок этой гениальной игры… что круто.

В общем, любителям нуаров и неонуаров пропускать фильм нельзя категорически, да и всем кто просто интересуется кино увидеть идеально стилизованный нуар в антураже социалистической Болгарии будет как минимум любопытно.



P.S. Если вдруг когда-нибудь, на старости лет, решу перейти от слов к делу, и снять свое кино, то думаю, к счастью или к ужасу…, у меня выйдет нечто именно такое. Подобное «Дзифту».
Previous post Next post
Up