Feb 08, 2012 13:33
Утренний дахабский разговор двух мамочек, прогуливающихся по набережной:
- ...и там говорится, что у ребенка, в основном, три потребности: в безопасности и удовлетворении нужд ( ну то есть спать, есть и тд), во внимании и развитии.
- ?
- да, причем самое главное - это удовлетворять у него эти три потребности.
- а в установлении границ, рамок, особенно когда постарше?
- в том-то и дело, если ты как мама удовлетворяешь эти базовые потребности, то у ребенка нет смещения и дискоординации. Он не так уж заинтересован капризничать, вести себя вызывающе и постоянно проверять свои и твои границы...
Я заинтересовалась, конечно, и пошла гуглить;)
В своем поиске я так и не нашла такие три потребности. А нашла вот что.
С точки зрения американского психоаналитика Карен Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает основные биологические нужды (еда, сон и т.д.). Потребность в безопасности подразумевает желание ребенка быть любимым, принятым, защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала вторую потребность даже более важной, чем первую и утверждала, что в удовлетворении ее ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную ( видимо, безусловную) любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности и формируется здоровая личность. И наоборот. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать эту потребность: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также явное предпочтение его братьям и сестрам. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает к ним чувство обиды и негодования.
Другие зарубежные психологи говорят примерно то же самое, но разными словами:) базовая вера и надежда у Э. Эриксона, забота матери (удовлетворение нужд, особенно в первый год жизни ребенка и самое главное - любовь; "кормление без любви деструктивно") у Д. Винникотта.
А еще я вспомнила про пирамиду потребностей у Маслоу, про которую нам столь красочно рассказывали в университете на курсе лекций по психологии. Правда, Маслоу в ней описывал скорее потребности взрослого, нежели ребенка.
И все-таки общие черты имеются:
- низший уровень. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д.
- потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страхов и неудач
- потребность в принадлежности и любви
- потребность уважении (достижение успеха, одобрение, признание)
- познавательные потребности (знать, уметь, исследовать)
- эстетические потребности: гармония, красота, порядок
- высший. Потребность в самоактуализации. ( реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, стремление к духовности)
Важно, что без удовлетворения низших потребностей, невозможно удовлетворить высшие (это еще Будда заметил, когда вышел из аскезы;) вряд ли бы он достиг просветления, умирая от голода)
Тем не менее, это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая только когда прежняя удовлетворена полностью.
Вы спросите, КАК ЭТО ПРИМЕНИМО К ДЕТЯМ?
Скорее всего, у каждого ребенка своя пирамида потребностей:)
Ну то есть низшие и базовые - они у всех на первом месте, а дальше, у кого как пойдет ;)
Один любвеобильный, другой все время хочет признания и успеха (как наша Марго), третий исследователь и все время стремится к по знанию нового, четвертый любит, когда во всем и везде порядок, красота (как наша Мира: )...
А вы как думаете? А как дела обстоят с потребностями ваших деток?