Отчаявшись сбросить с хвоста настырного комиссара, водитель гангстеров решается сигануть на своей машине вниз по ступеням мраморной лестницы - это не трюк, придуманный киношниками, а реальный эпизод из жизни римских полицейских, случившийся в начале 1960-х.
Отчаянное было время.
Летучие подразделения Squadra Mobile тут и там оставались с носом: их маломощные Alfa Romeo Giulia 1600 Saloon не могли угнаться за краденными Maserati и Lancia, на которых бандиты удирали с места преступления.
Полицейская Alfa Romeo Giulia 1600 Saloon
«Нам нужна Ferrari»
Устав от насмешек журналистов и выговоров начальства, в начале 1962 года шеф римской полиции Анжело Викари собрал во дворе весь состав Squadra Mobile и прямо спросил, что им нужно для победы над гангстерами. Его подчиненные лишь переминались с ноги на ногу, бубнили оправдания и отводили взгляды в сторону. Один смелый голос, впрочем, прозвучал: «Нам нужна Ferrari, - это был старший офицер Армандо Спатафора. - Они бегут, мы хромаем».
Армандо Спатафора
Роскошный подарок
Если Викари и обалдел от смелости претензий - Ferrari стоили баснословные деньги - он все же доверил мнению своего лучшего офицера, имевшему огромный вес среди коллег и СМИ. Шеф не сдался, пока не дошел до президента страны Джованни Гронки и изложил ему просьбу Спатафора. С кем и как потом говорил президент, мы не знаем, но ближе к концу того же года Энцо Феррари подарил (!) полиции два черных Ferrari 250 GTE.
Представитель Ferrari вручает авто полиции.Это была первая модель класса Gran Turismo в модельном ряду Ferrari. Под капотом купе с салоном по формуле 2 + 2 стоял шедевр итальянских инженеров - движок Colombo V12 на 240 лошадиных сил, разгонявший легкую машину до 250 км/ч.
Один из двух спорткаров полицейские доблестно разбили на испытаниях.
Зато второй машине, получившей в Squadra Mobile номер 3999, предстояло сыграть свою роль. За ней закрепили Армандо Спатафора и еще трех полицейских. Их отправили в Маранелло, в штаб-квартиру Ferrari, и научили справляться с горячей бестией.
Расплата
А дальше случилось то, чего жаждала вся Италия. Раз за разом Спатафора бросал на тесный задний диван своего купе парней из мафии с руками, закованными в наручники. Удрать от него было большой удачей. Не помогали даже самоубийственные приемы, как тот, что совершил водитель, лихо съехавший по ступеням от площади Тринита-дей-Монти до площади Испании.
Офицер Спатафора за рулем болида.Он надеялся, что Спатофора пожалеет свою дорогущую Ferrari, но тот не колеблясь направил ее следом.
Если у него и были мысли, что писать в объяснительной, то он их отогнал.
И он победил: красная бандитская Alfa Romeo 2500 ударилась носом об асфальт в конце лестницы и застыла недвижимостью.
Пресс-служба полиции никогда не рассказывала об этом эпизоде, но остались многочисленные
свидетельства, в том числе фотографии, сделанные фотографами римских газет.В этом эпизоде проявились не только исключительные ездовые качества «лошадок» из Маранелло, но и гоночный талант самого офицера. Энцо Феррари как-то предложил ему сменить полицейский мундир на комбинезон гонщика, но тот ответил: «Вынужден отказаться. Автогонки - слишком опасное занятие».
С чувством юмора у Армандо тоже было в порядке.
Из полиции в скорую помощь
Черное купе с синей мигалкой наводило ужас на преступников до 1968 года, после чего полиция пересела на более современные спорткары.
Легендарная машина продолжила служить общественности в другой роли, доставляя донорскую кровь из Рима в Неаполь.
Однажды маршрут длиной 225 км водитель проехал за рекордные 50 минут.
Привилегии черной лошадки
В 1972 году он был продан на полицейском аукционе некоему Альберто Каппелли. Каппелли восстановил машину и много ездил на ней в течение следующих четырех десятилетий.
Он также одолжил авто Музею полицейских машин в Риме, где генерал-начальник города разрешил машине ездить в своей оригинальной "рабочей" окраске с сиренами и синими фарами. В настоящее время это единственный частный автомобиль в Италии, на который распространяется такое право.
(с.) Click to view