Японский ЛаГГ-3 или Когда залетел в чужой райончик.

Dec 25, 2023 15:13





Отношения между Советским Со­юзом и Японией на протяжение 30-х и в начале 40-х годов были далеки от нормальных. Между обоими государствами неоднократно возникали вооруженные конфликты, основной причиной которых была недостаточно четко определенная граница. 18 сентября 1931 года Япония ок­купировала Манчжурию, в результате чего, Советский Союз лишился права пользо­ваться Китайско-Восточной железной до­рогой.
18 февраля 1932 года на территории Манчжурии захватчики создали так назы­ваемое государство Манчукно с марионе­точным правительством во главе.
В январе 1934 года японские войска атаковали Северный Китай и Монголию.

Это еще сильнее усилило напряженность в этом регионе. В июне 1937 года Совет­ский Союз занял два островка на реке Амур. Япония, оккупировавшая проти­воположный берег реки, потребовала от СССР немедленно отвести войска на ис­ходные позиции, однако это требование осталось невыполненным. Вскоре разра­зился вооруженный конфликт. Советский Союз был вынужден отойти, а оба ост­ровка перешли в руки Японии.



Советский летчик весной 1942 г. перелетел на истребителе ЛаГГ- 3 8-й серии в Маньчжурию.
На снимке - ЛаГГ-3 ни аэродроме Мутиньчанг, Китай.
В июле 1938 года вспыхнули бои в районе озера Хасан. На холмах Чан Фу-Кен около советско-корейской границы Красная Армия воздвигла фортификаци­онную линию. Поскольку эта территория считалась спорной, японская армия пе­решла в наступление и в районе озера Хасан разгорелась настоящая локальная война. Со стороны СССР в конфликте участвовали 27 пехотных батальонов, поддержанных танками и артиллерией.

В результате яростных боев японская ар­мия понеся значительные потери отсту­пила на исходные позиции. По утверж­дению советской стороны в конфликте Япония потеряла убитыми и раненными более 3000 человек.



Японский ЛаГГ-3 на аэродроме.
8 мае 1939 года племя монголов-ко­чевников пересекло с запада на восток реку Халхин-Гол, но приграничные по­сты Квантунской армии Японии застави­ли кочевников повернуть обратно. 11 мая начались боевые действия на узкой по­лосе степных пастбищ между рекой Хал­хин-Гол и населенным пунктом Номонхан. Успех снова сопутствовал Красной Армии и 16 сентября 1939 года СССР и Япония подписали перемирие. В даль­нейшем Япония воздерживалась от серь­езных приграничных провокаций и не поддержала Германию.

9 июня 1940 года обе стороны согла­сились прекратить столкновения на мон­гольско-манчжурской границе. 13 апреля 1941 года Сталин и японский министр иностранных дел Мацуока подписали Пакт о ненападении.

Весной 1942 года один из советских ЛаГГ-3 8-й серии совершил вынужден­ную посадку на территории государства Мапчукно в районе Чиамуса. Самолет попал в руки японцев. Трофейный само­лет был вооружен 23-мм пушкой ВЯ-23 и нес стандартный камуфляж (верхние по­верхности - темно-зеленый и оливковый, нижние поверхности - светло-синий).

27 сентября 1942 года, после того как японцы отремонтировали истребитель, советский самолет был подвергнут серии испытательных полетов. Руководил ис­пытаниями майор Ямамото из Испытательного центра армейской авиации. Ис­пытания проходили на базе Мутанчанг на оккупированной территории Манчжу­рии. С трофейного самолета были сняты нижние створки люка колесной ниши.



Японский ЛаГГ-3 в испытательном полете. Вместо красных звезд нанесены опознавательные знаки ВВС Японии.
После ремонта, винт остался неокрашен­ным, за исключением кончиков лопастей, которые были покрыты красной краской. Красные звезды на фюзеляже и крыльях новые хозяева самолета зарисовали сво­им государственным символом - «восхо­дящим солнцем» (хиномару). Хиномару на фюзеляже имел белую окантовку, а знаки на крыле остались необведенными. Красные звезды на хвостовом оперении просто закрасили.









Дальнейшая судьба самолета неизвестна...

Военная история, Япония, Авиация

Previous post Next post
Up