Броненосный крейсер «Dupuy-de-Lôme» - гибрид ужа и ежа!

Aug 03, 2023 19:25





15 мая 1895 года после долгих мучений с бракованными котлами в строй французского флота вступил, наверно, сильнейший на тот момент крейсер мира - "Дюпюи-де-Лом". Невзирая на трудности с котлами и бракованными броневыми плитами, новый крейсер производил неизгладимое впечатление на современников.
Хищный агрессивный силуэт с узким длинным сигарообразным корпусом, массивными боевыми мачтами, зарослями вентиляционных раструбов, двумя дымовыми трубами разного диаметра и множество маленьких башенок, ощетинившихся длинными стволами.

Практически сразу крейсер вышел "в люди" - вместе с не менее харизматичным броненосцем "Ош" ("Hoche") и бронепалубным крейсером "Сюркуф" ("Surcouf") он посетил церемонию открытия Кильского канала в июне 1895 года. Приглашение кайзера на триумф тевтонской воли получили все морские державы.



Киль, 1895 год, сзади -"Ош".На параде было две звезды-два броненосных крейсера двух союзных стран - французский "Дюпюи-де-Лом" и русский "Рюрик". У обоих был один и тот же враг - Британия. И совершенно разные концепции. Публика активно интересовалась обоими.

Крейсер вошел в состав Северной эскадры. На следующий год крейсер представлял Францию на франко-испанских торжествах 6 июня 1896 года,а в июле был дооборудован под президентскую яхту - на нем Президент Третьей республики провел круиз по атлантическому побережью.


5 октября 1896 года,в составе эскадры из 21 корабля крейсер встретил салютом прибывшую во Францию с визитом императорскую яхту Николая II. 16 августа 1897 года с ответным визитом отправились в Россию крейсера «Pothuau», «Bruix» и «Surcoufe» с Президентом Франции Феликсом Фором на борту. "Брюи" (Bruix ) уже через полчаса сломался и был заменен на "Дюпюи-де-Лом".
На борту у него были подарки императору с супругой от республиканской Франции. Догоняя основную эскадру крейсер на 17 узлах проскочил Большой Бельт ночью, да еще и без лоцмана, отказавшегося от рискованной операции. "Лому" повезло, ни одна мель ему не попалась. Своих он догнал лишь 23 августа, в 30 милях от Кронштадта.


В том же 1897 году, в октябре, крейсеру, наконец, поставили скуловые кили, была решена проблема с бортовой качкой, корабль стал заметно устойчивее. Заодно попытались уменьшить влияние якорей на обзор комендоров (безуспешно), улучшили обзор наводчикам за счет изменения формы смотровых щелей с Т-образной на крестообразную. Замену же котлов на водотрубные отложили на следующий раз - до 1902 года.

В 1898 году с корабля демонтировали станки 65-мм десантных орудий, и два 37-мм орудия с верхнего марса фок-мачты.


28 января 1901 года крейсер отправили в Спитхед, выразить от имени Франции соболезнования в связи с кончиной королевы Виктории. С 30 января до 4 февраля "Лом" выполнял сию почетную и скорбную миссию. Летом крейсер впервые побывал на Средиземном море, где принял участие в больших маневрах.


В октябре-ноябре 1901 года с марса сняли все 37 мм скорострелки и демонтировали поставленную в 1895 году автоматическую пушку Максима.

В 1902 году пришло,наконец,время для большой модернизации,которая продлилась около пяти лет.

Поставили водотрубные котлы Гюйо-Дю Тампля ( Guyot-du-Temple) , у корабля появилась третья дымовая труба, боевую грот-мачту заменили на сигнальную, в башнях смонтировали системы продувки стволов сжатым воздухом. Хотя новые котлы неплохо проявили себя в эксплуатации и оказались весьма надежными, но скорости крейсеру это не прибавило, 20 узлов он так и не достиг, максимум 18,628 при 12 887,5 л.с. на форсированной тяге. Зато из-за изменения центровки ухудшилась мореходность, крейсер стал зарываться носом, черпая воду башнями и погребами. Пришлось разгружать носовую часть.


Длительный и дорогостоящий ремонт, по общему мнению,себя не оправдал. Поэтому предложение продолжить модернизацию крейсера было отклонено.

Практически сразу после испытаний крейсер зачислили в резерв.

Включать устаревший экстравагантный корабль в состав боевых эскадр не стали - французы имели десятки более современных броненосных крейсеров. В итоге применение крейсеру все-таки нашли, он стал стационером в Марокко. 1 октября 1908 года он заступил на вахту в Танжере, сменив броненосный крейсер "Клебер". В 1908 году прежнюю окраску (черный борт и надстройки цвета мокрой парусины) во французском флоте заменили на серо-голубую новую.


При осмотре в 1909 году было обнаружено,что подводная часть корабля подверглась сильной коррозии, но ремонтировать посчитали нерентабельным. Крейсер зачислили в категорию "В" как небоеспособный, перевели в резерв 2-й линии, поставили на прикол и стали готовить к списанию.

Старый крейсер постепенно терял жизнеспособность. К 20 марта 1910 года его разоружили, 20 февраля 1911 года пришло распоряжение о демонтаже машин и котлов. Шла подготовка к списанию.


Судьбу исторического корабля чуть не решила случайность. В далекой Южной Америке,сотрясаемой в это время "южноамериканской дредноутной гонкой" случился очередной приступ соседской "дружбы" и среди более мелких субъектов. Дружили Перу с Эквадором. Эквадорцы решили завоевать локальное превосходство в регионе, сторговав древний итальянский бронепалубный крейсер "Умбрия"(тип "Регионы", развитие эльсвикцев).


Перуанцы, из чувства глубокого противоречия, отправились к французам с надеждой пополнить свой флот чем-нибудь большим и могучим. Увы, количество медяков, которыми снабдило делегацию перуанское правительство, сильно ограничивало возможность выбора. Зато французы всего за три миллиона франков (с вооружением и боеприпасами) предложили отстаивающийся в резерве "Дюпюи-де-Лом". 29 июня 1911 года Перу согласилось на покупку. За возвращение корабля в приличный вид перуанцы должны были заплатить еще 700 тысяч. К началу мая 1912 года планировали прибытие перуанского экипажа.

Официальная дата передачи была запланирована на 20 марта 1912 года. Церемонию перенесли, она состоялась 12 сентября 1912 года, крейсер получил новое имя - «Комманданте Агуирре» ("Commandante Aguirre") в честь капитана 2 ранга Элиаса Агирре, геройски погибшего во время боя монитора "Huascar" с двумя чилийскими броненосцами.



«Commandante Aguirre», бывший «Dupuy-de-Lôme» Дальше состоялся обычный латиноамериканский конфуз- эквадорцы "Умбрию" так и не купили (купили гаитянцы и благополучно по дороге утопили), перуанцы логично решили, что при таком раскладе оно и им особо не надо. «Комманданте Агуирре» под перуанским флагом стоял в Лориане, на счет французского казначейства попал только первый платеж по контракту - миллион франков, а перуанцы мелкими группами начали возвращаться на родину. С октября 1914 года Перу окончательно "забыло" о своем крейсере. В 1917 году Перу "вернуло" не покидавший Францию крейсер старому владельцу. Первый платеж был зачтен в счет стоимости восстановления корабля. Однако,по условиям соглашения, если французам удалось бы продать корабль,то часть выручки свыше 400 тысяч должны были получить перуанцы.



«Dupuy-de-Lôme» под флагом Перу. 1913 годВ 1918 году корабль все-таки продали,уже бельгийцам (бельгийскому Ллойду), которые почему-то решили использовать его как углевоз. Корабль получил новое имя -"Перуанец" ("Peruvier") и был капитально переоборудован в Бордо-боковые машинные отделения были демонтированы, вместо них разместились угольные ямы, таран закрыли стальными листами, получив прямой форштевень и новые каюты для экипажа, демонтировали броню и вооружение. В декабре 1919 года владелец получил свой корабль.


Такого оскорбления именитый крейсер не перенес. 27 января 1920 года "Перуанец" вышел из Кардиффа в Рио-де-Жанейро с 5 000 тонн уэльсского угля. В первом же рейсе у него отказали машины (он встал посреди Атлантики), а потом загорелся уголь в трюме. Тащили его на буксире - сперва через Атлантику в Бразилию, а потом обратно - до Антверпена. Остатки корабля разобрали на металл в марте 1923 году в голландском Флиссингене.

Sic transit gloria mundi , «Так проходит мирская слава»...
Выдающийся, новаторский корабль погубила сущая мелочь-качество котлов. Причем не каких-то экспериментальных, а самых обычных, отработанных гигантскими тиражами. В итоге недолгая служба в боевом составе - меньше 15 лет, из которых половина прошла в ремонтах и переделках. Гибрид ужа и ежа оказался не слишком живучим.


С другой стороны непродолжительный период эксплуатации "Лома" в составе флота показал крайнюю эффективность быстроходного мощного и хорошо защищенного крейсера для защиты эскадры от вражеских разведчиков и прочих нежелательных гостей.

Интересно,конечно, как мог бы себя показать "Лом" на месте своего коллеги, "Рюрика", в бою 1 августа 1904 года. Ведь концепции их отличались кардинально. [#]

Военная история, Флот, Франция

Previous post Next post
Up