"Стратосфера" против воздушных шариков в стратосфере

Feb 06, 2023 09:02





Из-за ажиотажа вокруг китайского разведывательного зонда, самое время вспомнить проект советского высотного перехватчика аэростатов М-17 "Стратосфера" с оптико-электронной станцией обнаружения целей и турелью с противооболочечными снарядами со сверхчувствительными взрывателями.


Сорок лет тому назад, 26 мая 1982 года состоялся первый полет высотного реактивного дозвукового самолета М17 "Стратосфера". Уникальный летательный аппарат предназначался для перехвата на высоте 21 тысяча метров дрейфующих аэростатов-шпионов противника.


С началом холодной войны в 1946 году беспилотные разведывательные аэростаты США стали серьезной проблемой для системы ПВО Советского Союза. Дело в том, что поршневые истребители не могли подняться в стратосферу, где парили шпионские шары, а реактивные истребители на высокой скорости "проскакивали" мимо дирижаблей. Зенитные ракеты были дороги и предназначались для поражения более опасных целей - истребителей и бомбардировщиков противника.


В феврале 1956 года ЦРУ в рамках операции Genetrix запустило над Советским Союзом более 500 воздушных шаров, которыми было охвачено почти три миллиона квадратных километров территории СССР. Шпионов интересовали транспортные узлы, военные базы и полигоны.


На каждом аэростате устанавливался автоматический высотомер, который не позволял зонду не опускаться ниже высоты 20-25 километров. Фотосъемкой тоже управляли автоматы. Имевшие тонкую синтетическую оболочку, толщиной до 5 мкм, воздушные шары были практически невидимы для радаров.


За решение задачи в 1970 году взялись сотрудники КБ Владимира Мясищева. Одновременно началось создание специального вооружения и поисково-прицельной станции для самолета.


Противоаэростатный самолет М-17 "Стратосфера" взлетел 26 мая 1982 года. Уникальный самолет получился с тонким крылом размахом 40 метров при 22-метровом фюзеляже. Для надежного поражения аэростатов-шпионов были созданы 23-мм осколочные снаряды с особо чувствительным взрывателем. Они начинялись металлическими проволочными жгутиками, режущими оболочку шаров подобно лезвиям.


Всего за период с 28 марта по 14 мая пилотами ЭМЗ им. В. М. Мясищева В. Архипенко, О. Смирновым, Н. Генераловым установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем. Среди них особо следует отметить такие, как рекорды скороподъемности на высоту 12 и более километров (как без груза, так и с грузом общей массой 1000 и 2000 кгс).
Так, например, прежний рекорд времени набора высоты 12 км равнялся 14 мин. 23,34 с. Самолет М-17 "Стратосфера" достиг этой высоты за 7 мин. 41,2 с, еще раз подтвердив славу Генерального конструктора, в своих технических решениях далеко опережающего время.

image Click to view



Тактико-технические характеристики М-17:Размеры: размах крыла - 40,32 м., длина - 22,27 м., высота - 4,87 м.
Площадь крыла - 137,7 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная - 19 950 кг.
Тип двигателя - 1ТРД РКБМ (Новиков) РД-36-51В, тягой 6 000 кгс.
Максимальная скорость - 743 км/ч.
Практическая дальность полета - 1 325 км.
Продолжительность полета - 2 часа 14 минут.
Практический потолок - 21 550 м.
Вооружение - подвижная пушечная установка на основе ГШ-23Л
Экипаж - 1 человек.

Военная история, СССР, История, Авиация

Previous post Next post
Up