Легендарный файт-сериал... Ветеран, уже покорявший сердца игроков, когда Tekken и Soul Calibur еще не появились на свет, а Mortal Kombat несмышленым малышом барахтался в пеленках... Игра с идеальным балансом, увлекательным сюжетом, колоритными персонажами... Не так давно Street Fighter отпраздновал двадцатилетие - возраст по меркам игрового мира очень солидный. Серия по-прежнему в самом расцвете сил, впереди нас ждут новые проекты (в частности, грядущий Street Fighter IV), ну а пока давайте заглянем в прошлое - посмотрим на тот путь, который прошла великая игровая империя по тернистой дороге к сердцам миллионов игроков. Все началось в конце 80-х годов...
Street Fighter (1987)
Самый первый "Стрит файтер" отличался от своих блистательных потомков в той же степени, в которой гадкий утенок отличается от прекрасного лебедя. И все равно, по тем временам новый проект от Capcom смотрелся неплохо. Нет, игра не стала хитом - дни всеобщего признания и вселенской славы были впереди, но уже в конце 80-х дебютный "Уличный боец" мог предложить любителям виртуальных развлечений много самых разных вкусностей.
Начать, пожалуй, следует с персонажей, ведь набор героев - одно из самых главных отличий этой игры от всех последующих проектов серии. Дело в том, что играбельных бойцов в самом первом стритфайтеровком тайтле было всего два, причем один из них - каратист Кен - выходил на экран игрового автомата только в том случае, если два игрока собирались накостылять друг другу. Вторым доступным персонажем был Рю - тоже каратист и по совместительству лучший друг Кена. За Рю уже можно было играть как в versus-режиме, так и в сингле. Впоследствии эта каратешная парочка стала одним из главных символов сериала.
Click to view
Пусть разработчики из Capcom в первой игре и не дали нам возможности выбирать бойца по вкусу из толпы разнообразных героев, зато разрешили выбрать противников. Игроки сами решали, куда отправиться на поиски приключений в первую очередь - в США, Китай, Японию или же Англию. В каждой стране поджидали два местных бойца и симпатичные локации, созданные с учетом национального колорита. Причем враги тоже были не просто наборами болванчиков-клонов - нет, каждый противник обладал собственной боевой техникой. Японский ниндзя Геки, чернокожий боксер Майк, седовласый Ген и другие воины - каждый из них сражался в собственной манере, и к каждому требовался индивидуальный подход.
Click to view
Поколотив пару представителей очередной державы, игроки получали передышку, во время которой предлагалось разбивать тренированными кулаками и пятками различные твердые предметы (что-то похожее встречалось впоследствии и в играх серии Mortal Kombat - там эта забава носила название Test Your Might).
После того как восьмой противник тяжелой грудой падал на землю, для игроков открывала свои двери пятая игровая страна - загадочный Тайланд, на локациях которого дожидались своей очереди финальные испытания в лице тайских боксеров Адона и Сагата (последний на тот момент носил титул "Короля стритфайтеров").
Click to view
В Street Fighter впервые появилась карта мира с летающим по ней самолетиком, здесь же мы в первый раз смогли взглянуть на разбитые физиономии побежденных врагов, опробовали легендарную шестикнопочную систему управления героями и, наконец, познакомились с дуэтом каратистов - Кеном и Рю.
И все-таки первая игра не была настоящим фундаментом для будущей серии. Street Fighter был лишь пробным камнем. А вот подлинной основой для сериала стал уже следующий проект.
Street Fighter II: The World Warrior (1991)
Вот она - игра, стоявшая у истоков не только сериала Street Fighter, но и всего жанра файтинг. В начале 90-х годов игровой народ просто помешался на Street Fighter II. Складывается ощущение, что Capcom в один прекрасный день просто подошла к поклонникам виртуальных развлечений, отвела их в сторонку и ткнула носами в аркадные автоматы с сиквелом "на борту" - мол, вот в это, ребята, вы и должны играть. И поклонники послушались.
Число доступных для выбора персонажей значительно возросло - помимо Кена и Рю, в игру добавились еще шесть героев. Интересно, что из всех врагов, побитых Рю в первой игре, в Street Fighter II нашлось место только Сагату - он вместе с двумя новичками стал одним из суббоссов, за которых поначалу не разрешалось играть. Однако отдельные черты персонажей Street Fighter-1 использовались при создании новых героев - так, когти Геки перекочевали к испанцу Виге, а внешность боксера Балрога явно лепилась на основании облика другого боксера - Майка. Финальным боссом на этот раз был грозного вида мужик по имени М. Байсон.
Click to view
Арсенал ударов значительно расширился, добавились новые броски и захваты, кроме того, появились и новые боевые стили. Одни персонажи делали ставку на ломовую силу, другие уповали на взрывную скорость, третьи - на эффектные суперудары. Дебютировало диззи - так называлось состояние прострации, в которое впадал персонаж, измордованный соперником. Во время диззи герой не мог драться, поскольку был занят более важным делом - стоял на месте, пытаясь пересчитать кружившиеся над головой звездочки. Решать судьбу такого бедняги предлагалось противнику: хочешь - продолжай избивать несчастного, либо же прояви благородство и позволь врагу прийти в себя. Дилемма из разряда вечных вопросов.
Заводные мини-игры, интерактивность арен и бесподобная музыка добавляли еще больше драйва в эту и без того захватывающую игру. Вот на этот раз Capcom посчастливилось создать стопроцентный хит - это понимали и игроки, и разработчики. В последующие годы компания всячески улучшала Street Fighter II, выпуская разнообразные аддоны к нему - некоторые дополнения вводили в игру новых героев, другие разблокировали боссов для игры в аркадном режиме, третьи и четвертые увеличивали скорость боя, добавляли секретных персонажей, новые удары и цвета одежды бойцов. И только спустя четыре года Capcom наконец созрела для релиза абсолютно нового "Стрит файтера".
Street Fighter: The Movie (1995)
Эта игра, как следует из ее названия, появилась на свет в поддержку первого "стритфайтеровского" полнометражного кинофильма. Причем поклонникам сериала The Movie она показалась очень странным проектом.
Click to view
В целом же готовый проект подозрительно смахивал на Mortal Kombat 3. Но в МК оцифровка актеров - постоянная "фишка", а Street Fighter-то всегда делал ставку на мультяшность! К счастью, капкомовцы быстро сообразили, что "киноэксперимент" уводит серию не туда, куда нужно фанатам. Street Fighter - из тех игр, под которые должен подстраиваться кинематограф, а никак не наоборот. Негоже титану файтингов уподобляться проектам- однодневкам, какие лепятся на скорую руку по мотивам известных кинокартин. И тогда капкомовцы затеяли новый эксперимент - только теперь уже они пошли в противоположном направлении.
Street Fighter Alpha: Warriors Dreams (1995)
"Даешь еще больше мультяшности!" - вероятно, под таким лозунгом велось создание первого по-настоящему анимешного "Стрит файтера". Влияние японских мультиков буквально пронизывает "Альфу", оно чувствуется в отлично нарисованных локациях, в анимации персонажей, в японоподобных мелодиях саундтрека, в дизайне одежды некоторых файтеров-новичков. В бойцах, кстати, "Альфа" недостатка не испытывала - десять основных воинов и три секретных персонажа - набор на любой вкус.
Желаете вспомнить, с чего все начиналось? К вашим услугам перебежчики из самой первой игры - Берди и Адон. Хочется чего-нибудь посвежее? Тогда обратите внимание на Роуз и Чарли Нэша, а также на "приглашенных звезд" из beat-em-up-сериала Final Fight - Гая и Содома. А может быть, вам по душе старая добрая классика? Так и ее тут тоже хватает - Рю и Кен, Чан Ли и Сагат, секретный по обыкновению каратист Акума и свирепый финальный босс М. Байсон.
Click to view
Такой невообразимый микс объясняется просто - "Альфа" была приквелом, ее действие разворачивалось между первым и вторым турнирами. Именно поэтому в игру были "приглашены" сюжетные боссы - то есть далеко не все воины в конце турнира сходились с глазу на глаз с плохим дядей Байсоном. К примеру, Кен в финале выходил на ринг против приятеля Рю, Адон дрался с наставником Сагатом, а Содом - с заклятым врагом Гаем. Перед последним боем герои обязательно перебрасывались несколькими фразами - таким образом мы узнавали больше о сюжете игры.
Несколько интересных новинок было введено в боевую систему. Добавился блок в воздухе и "цепные" комбо, выполнить которые мог даже начинающий игрок. На экране отныне постоянно маячила шкала "ярости" - ее нужно было заполнить для выполнения суперкомбо. А перед прохождением игры теперь разрешалось выбирать режим скорости боя - Normal или Turbo.
Подводя итог, можно сказать, что "Альфа", несомненно, удалась - игра была почти неотличима от настоящего мультика, причем мультика первоклассного - с отличным сюжетом, запоминающимися героями, превосходным саундтреком. Но Capcom, очевидно, была все-таки не совсем довольна первой "Альфой" - уже в следующем году мир узрел новую, улучшенную версию игры.
Street Fighter Alpha 2 (1996)
Официально SFA2 считается сиквелом "Альфы", но, по сути, это - аддон, вроде тех, которые капкомовцы скармливали игрокам пачками после релиза SFII. Изменения минимальны - в аркадном режиме для игры доступны боссы и секретные персонажи, полностью перерисованы арены, серьезно подрихтована музыка... Щедрою рукою разработчики добавляют в "Альфу-2" аж пять душ новых воинов - по традиции, есть как возвращенцы из SF1-2, так и гость из Final Fight (Роленто) и абсолютно новенькая школьница Сакура, поклонница Рю, между прочим - популярность главной стритфайтеровской звезды растет день ото дня!
Ряды сюжетных боссов пополнили Кен, Ген и Акума. "Цепные" комбо разработчики выбросили из игры, заменив их на комбо "составные", исполнять которые было посложнее.
Игра осталась так же красива, в нее было по-прежнему интересно играть - не мудрено, ведь она была все той же Street Fighter Alpha, пусть и серьезно улучшенной. И уже в том же году на свет появился совершенно новый эпизод "Стрит файтера". Одновременно с его релизом для сериала опять наступило время экспериментов.
Street Fighter EX (1996)
Новая дочерняя серия стала своеобразным ответом Street Fighter на вспыхнувшую в середине 90-х "лихорадку трехмерных файтингов". Однако основной сериал Capcom переводить в 3D не решилась - компания просто открыла третью "стритфайтеровскую" линейку, поручив разработку игр для нее фирме Arika. И пробный шар в виде Street Fighter EX не заставил себя долго ждать.
Click to view
С тем, что игра стала внешне сильно походить на Tekken, спорить не приходится. Повторное замедленное воспроизведение последних ударов схватки, красивые локации и не менее красивые движения бойцов... А также сами персонажи, словно составленные из квадратиков и прямоугольников - ну да, на весь этот кубизм вполне можно закрыть глаза, ведь даже красавец Tekken начинал с чего-то подобного. Но, взяв "обертку" у знаменитого законодателя мод для 3D-файтингов, Arika в своей игре постаралась сохранить все фирменные "стритфайтеровские" особенности.
И фанаты сериала, прикасавшиеся к кнопкам аркадного автомата Street Fighter EX, с удовлетворением обнаруживали в игре высокие прыжки под самый потолок, файерболы, диззи, суперкомбо и шкалу, контролировавшую частоту их исполнения. Слух радовала бесподобная музыка, а глаз - знакомые герои: из одиннадцати бойцов первой ЕХ-игры шесть были перенесены из "материнского" сериала (в том числе и неизменный финальный босс М. Байсон). А колоритные новички ни в чем не уступали старожилам серии - особенно удались разработчикам девушка Хокито, практикующая стиль айкидо, и мрачный Доктрин Дарк, чем-то похожий одновременно на Скорпиона и Кабала из Mortal Kombat.
И все-таки, даже несмотря на все свои достоинства, ни оригинальная аркадная Street Fighter EX, ни аддон Street Fighter EX Plus (добавивший в игру шесть новых воинов) большой популярности не снискали. Но вот Street Fighter EX Alpha для PSOne сумела завоевать сердца игроков и принести сериалу новых поклонников.
Street Fighter III: New Generation (1997)
"Старикам здесь не место!" - вот так вот можно кратко охарактеризовать набор бойцов третьей номерной SF-игры. Действительно, из предыдущих проектов в новый тайтл перекочевали лишь неизменные Кен да Рю (позже вместе с аддоном подтянулась еще и Чан Ли). Почтенные "дедушки" и "бабушка" оказались в окружении молодых и амбициозных файтеров-новичков, среди которых были близнецы Юн и Янг, английский боксер Дадли, африканская принцесса Елена, владеющая приемами капоэйры, а также многие другие - все они бросили вызов новому злу в лице очередного финального босса, некоего Гилла, внешне поразительно похожего на греческого бога (в кои-то веки капкомовцы дали М. Байсону отдохнуть).
Click to view
Перед тем как выйти на ринг, теперь разрешалось самостоятельно выбирать одну из трех "специальных атак". А еще прямо под индикатором жизненной энергии появилась новая небольшая полоска - с ее помощью можно было легко узнать, сколько еще ударов ваш (или вражеский) персонаж может вынести до наступления состояния "диззи". В целом же геймплейных изменений было немного, но вот визуально игра очень сильно преобразилась. И пускай Street Fighter III не очень сложен в прохождении, пускай в меню выбора бойцов не видно физиономий многих классических персонажей - однако игра просто безумно красива, и за это ей можно простить многое. Поглядите, как колышется на ветру одежда бойцов. Обратите внимание, как технично и грациозно передвигаются персонажи. Подивитесь аренам, на которых происходит смена погоды и времени суток. Посмотрите на это все и скажите - ну разве ж это не самый красивый из 2D-файтингов?
Street Fighter EX 2 (1998)
Через год "визуальная революция" докатилась и до 3D-версии "Стрит файтера". Об этой игре я не вижу смысла говорить долго по той простой причине, что EX 2 стала для своей серии тем же, чем Alpha 2 была для своей - "работой над ошибками" и одновременно повторением пройденного. Квадратики и кубики остались в прошлом - на красивых аренах под бесподобную музыку теперь колотили друг дружку крепко "сшитые" и ладно "скроенные" герои.
Click to view
Графика на первом месте, потому никаких острых углов - только мягкие округлые линии да красивые плавные, хоть и быстрые движения. Само собой, Arika не поскупилась добавить в сиквел новых воинов - кто-то по традиции прибежал из главной ветки "Стрит файтера", другие были созданы с нуля специально для этой игры. А в списке боссов к Байсону присоединились Сагат и Гаруда, демон в самурайском прикиде, впервые мелькнувший еще в Street Fighter EX.
Вся эта идиллическая картинка по традиции впоследствии "дорисовывалась" аддоном Street Fighter EX 2 Plus, который, как водится, притащил в игру охапку новых воинов и классические мини-игры на испытание силы мускулов. В остальном же все осталось по-прежнему. Arika не рискнула менять что-то кардинально, и EX 2 получилась просто хорошей, интересной игрой. А новые наработки студия-разработчик решила приберечь для триквела.
Street Fighter Alpha 3 (1998)
Спорить не приходится - последнюю точку в мыльной опере под названием "Альфа" Capcom поставила красиво. Релиз третьего эпизода стал знаковым событием не только для вселенной одного отдельно взятого файтинга, но и для всего "мордобойного" жанра в целом - и это всего лишь через год после выхода мощнейшего Street Fighter III! Еще больше воинов, намного больше информации о героях - компактные досье перед первой битвой вкратце рассказывали игрокам истории выбранных для прохождения персонажей.
Click to view
Сюжетные боссы тоже никуда не делись, только мутировали в сюжетных суббоссов, потому что финальный босс теперь для всех был один - свирепый ветеран М. Байсон. А главной геймплейной новинкой стали "измы" - своеобразные "боевые стили", по три на каждого бойца. Одни "измы" были рассчитаны на силовую игру, другие больше подходили игрокам, делавшим ставку на изощренные, эффектные серии ударов, третьи при ближайшем рассмотрении оказывались очень дружелюбными к новичкам, до сих пор в глаза не видевшим "Уличного бойца".
В игру также были включены броски в воздухе и линейка Guard, которая размещалась аккурат под "жизнеметром" - новый показатель демонстрировал способность персонажа к блокированию. Проще говоря, игра поощряла агрессивный стиль боя - и любители "играть от обороны" очень часто оказывались неприятно поражены, когда яростные атаки противника в конце концов пробивали их защиту.
Но самое главное - игра стала просто чудовищно сложной, во всяком случае, ее аркадная версия, в которую играл я. Милый и симпатичный аттракцион под названием Street Fighter Alpha мог вызвать разве что добродушную улыбку у файтеров конца 90-х годов, закаленных хардкорными битвами Alpha 3. Уже на самых первых локациях отгрести люлей от компьютера было проще простого, а уж последующие противники легко и непринужденно швыряли несчастных геймеров по всему экрану.
"Игры кончились, ребята! - словно говорила нам Capcom. - Пришло время для серьезных дел".
Alpha 3 подвела черту под первой дочерней "стритфайтеровской" серией. Capcom сказала свое слово - теперь очередь была за Arika.
Street Fighter EX 3 (2000)
Только через два года после релиза третьей "Альфы" Arika смогла представить любителям файтингов "ЕХ" за номером три. Примечательно, что игра так и не соизволила засветиться на экранах аркадных автоматов, проследовав прямиком на Playstation 2. Впрочем, смена основной платформы не сильно сказалась на геймплее - он остался верен традициям серии. Хотя и без нескольких смелых нововведений тоже не обошлось.
Прежде всего, в сериале дебютировала система командных поединков - Tag Team, уже мелькавшая прежде в других файтингах, в том числе и в капкомовских. Tag Team позволяла биться на одной локации нескольким файтерам, поочередно сменяющим друг друга. Набирать свою команду игрокам приходилось в специальном квестовом режиме, причем перед "вербовкой" требовалось хорошенько поколотить будущего соратника - очевидно, чтобы он уяснил, кто в "банде" будет "папой".
Click to view
Однако большой и грозный боевой клан игра в любом случае создать не позволяла - в вашу команду могли записаться только три воина, не больше. Другим значимым нововведением Street Fighter EX 3 стал режим "Создай персонажа" - здесь игроки получали контроль над воином по имени Ас и постепенно превращали его в крутого мастера, обучая новым движениям и ударам. Боевые технологии приобретались на специальные внутриигровые монетки, а зарабатывались денежки, само собой, в поединках...
С момента релиза ЕХ 3 прошло долгих восемь лет. Восемь лет слухов и сплетен, предположений о "смерти" сериала, догадок и вопросов. Все эти восемь лет Capcom занималась переизданием старых игрушек на новых платформах. Но совсем недавно долгому молчанию пришел конец - и тогда мир узнал, что сериал "Стрит файтер" по-прежнему живее всех живых и совсем скоро вернется на экраны аркадных автоматов и телевизоров, а также на мониторы компьютеров вместе с новыми проектами - Street Fighter IV и Street Fighter Online: Mouse Generation.
Вместо эпилога
Street Fighter - обширная вселенная, обо всех составляющих которой просто нереально рассказать в рамках одной статьи. В данном материале я "прошелся" лишь по играм основной линейки (по их оригинальным версиям, созданным для аркадных автоматов). За кадром же остались многочисленные консольные версии, спин-оффы, антологии, кроссоверы вроде Capcom vs SNK, а также большой пласт музыки, комиксов и экранизаций. Очень мало было рассказано и о грядущих проектах серии, но лишь потому, что информации по Street Fighter IV и Street Fighter Online: Mouse Generation уже сейчас достаточно много.
(C.)