Об этом пилоте-усаче в 60-70-х сохли многие американские дамы, его фото публиковали журналы США, при этом он имел славу "белой вороны", ставя под сомнение тактику дальних ракетных дуэлей. По его мнению умение вести ближний маневренный бой не изжило себя, а пренебрежение им было чревато тяжелыми последствиями для истребительной авиации. Претворять в жизнь бредовые, по мнению руководства идеи его и отправили во Вьетнам...
Робин Олдс родился в семье лётчика-аса Первой мировой войны и бывший помощник генерала Билли Митчелла и будущего генерал-майора регулярной армии Роберта Олдса. Его мать умерла, когда ему было четыре года, и Олдса воспитывал его отец. При этом Робин был старшим сыном из четырех детей.
Первый полёт Олдс совершил в возрасте 8 лет, он находился на заднем сиденье самолёта, который пилотировал его отец. В 12 лет он поставил своей целью поступление в военную академию Вест-Пойнт, чтобы стать офицером и военным лётчиком.
Кроме авиации, другой его страстью был американский футбол. Олдс играл в школьной команде, выигравшей чемпионат штата Виргиния в 1937 году. Благодаря своим спортивным талантам он получил предложения из Военного института штата Вирджиния и Дартмутского колледжа на обучение по "футбольной" стипендии.
Когда началась Вторая мировая война, Олдс попытался вступить в ряды Королевских ВВС Канады, однако отец не дал на это своего разрешения (которое требовалось, несмотря на то, что на приемной комиссии Олдс завысил свой возраст и сказал, что ему 19).
1 июня 1940 года Робин Олдс был зачислен в Вест-Пойнт. Его учёба должна была закончиться в 1944 году, но в условиях военного времени была введена программа ускоренного обучения, а те курсанты, кто собирался служить в Воздушном корпусе Армии США (предшественник будущих ВВС США), прошли начальную лётную подготовку. 1 июня 1943 года Олдс завершил учёбу в Вест-Пойнте.
В академии Олдс продолжал играть в футбол и получил большую известность. Он играл в команде американского футбола университета в 1941 и в 1942 годах. При его 6 футах 2 дюймах в высоте (1.88 м) и весе 205 фунтов (92 кг), он играл в защите и, благодаря его помощи команда Вест-Пойнт вышла на первенство США, за что Робину присвоено титул «Игрок года», а в 1985 году он был включён в Зал славы футбола в колледжах.
После прохождения подготовки лётчика-истребителя лейтенант Олдс был отправлен в 434-ю эскадрилью 479-й истребительной группы. Вместе с авиагруппой в мае 1944 года он прибыл в Великобританию. Олдс летал на тяжёлом двухмоторном истребителе P-38J «Лайтнинг», которому дал название «Scat» (позднее он называл так все свои самолёты).
К концу войны в Европе майор Олдс совершил боевых вылетов с общим налетом 270 часов и закончил войну командиром эскадрильи, имея на своём счету 12 подтверждённых и 1 неподтверждённую воздушные победы, а также 11,5 самолётов противника, уничтоженных на земле.
Вернувшись в Соединенные Штаты после войны, Олдс был принят в качестве помощника футбольного тренера в Уэст-Пойнте.
Также с февраля 1946 года Олдс служил в 412-й истребительной группе, базировавшейся в Калифорнии и вооружённой реактивными истребителями P-80 «Шутинг Стар». В это время он вместе с другим асом минувшей войны подполковником Джоном Хербстом основал группу высшего пилотажа - по сути, первую в американских ВВС, предшественницу знаменитых «Буревестников».
Робин Олдс (в середине) у F-80. 1946 г.В 1948 году Олдс по программе обмена был отправлен в британские Королевские ВВС, где летал на «Метеорах» и даже стал командиром эскадрильи № 1. После возвращения в США его назначили в 71-ю истребительную эскадрилью, находившуюся в составе Командования ПВО. Из-за этого назначения Олдс пропустил Корейскую войну, несмотря на многочисленные рапорты с просьбой об отправке на театр военных действий.
15 апреля 1953 года, в возрасте тридцати лет Олдсу было присвоено звание полковника ВВС.В последующие годы Олдс без особой охоты работал на различных штабных должностях. В 1955 году он наконец вернулся в строевые части и в течение года командовал 86-й группой истребителей-перехватчиков, вооружённой самолётами F-86 «Сейбр» и базировавшейся в Ландштуль, ФРГ.
Потом вновь занимал административные и штабные должности, в 1963 году окончил Национальный военный колледж. В 1963-1965 годах командовал 81-м тактическим истребительным крылом (истребители-бомбардировщики F-101 «Вуду») на авиабазе Бентуотерс, Великобритания. Здесь он самовольно организовал группу высшего пилотажа, за что его (по его собственному свидетельству) собирались отдать под трибунал, но в конце концов просто сняли с должности и отправили в Америку.
Там полковник Олдс был отправлен на административную работу в качестве заместителя начальника войск ПВО в Главном офисе ВВС США, где прослужил с 1958 по 1962 года. Успел получить высшее военно-командное образование в Национальном военном колледже, закончив его в 1963 году.
Позже в 1963 Олдс был назначен командующим 81-м тактическим истребительным крылом (истребители-бомбардировщики F-101 «Вуду») в Королевских ВВС (Англия). Оное крыло было главной боевой единицей Военно-воздушных силах Соединенных Штатов в Европе, несло тактическое ядерное вооружение для поддержки союзников по НАТО в случае конфликта с СССР.
Вообще во время послевоенной службы он снискал репутацию вольнодумца, и генеральский пост ему не светил. Однако, тут подвернулся случай показать, что вольнодумство и ослиный характер могут принести пользу - США влезли во Вьетнам!
30 сентября 1966 года полковник Робин Олдс был назначен командиром 8-го тактического истребительного крыла «Волчья стая» (Wolf Pack), базировавшегося в Убоне (Таиланд) и принимавшего участие во Вьетнамской войне.
«Дом волчьей стаи» - авиабаза Убон.ВВС Северного Вьетнама в то время причиняли все большее беспокойство. Китай тогда уже стал окрепшей ядерной державой, и необходимо было избегать конфронтации с ним. Кажущееся очевидным решение - бомбардировка аэродромов северо-вьетнамских ВВС - представлялось в этой связи слишком рискованным, так как вытеснение МиГов на север, за пределы Вьетнама, могло привести к вмешательству со стороны Китая, как это уже было в Корейскую войну.
Не имея другой альтернативы, Олдс начал
операцию "Боло", планируя сократить численность северовьетнамских ВВС в воздухе. По существу она состояла в имитировании массированного бомбардировочного налета, чтобы вытащить оборонявшегося противника в воздух, с применением вооруженных ракетами F-4C "Фантомов" вместо истребителей-бомбардировщиков F-105.
Проникнув в воздушное пространство Северного Вьетнама, "Фантомы", звеньями по четыре с интервалом в пять минут, могли вести боевое воздушное патрулирование над всеми аэродромами северо-вьетнамских ВВС, одновременно блокируя китайскую границу, чтобы не дать МиГам ускользнуть.
После переноса срока операции из-за погоды, "Боло" была начата 2 января 1967 г., хотя условия были далеко не подходящими. Ральф Веттерхан, ветеран, имевший за плечами 80 боевых вылетов, участвовал в операции под начальством Олдса. Он так описывает своего командира: "Это был его первый боевой вылет на Ханой, и до самого места назначения он руководил полетом с хладнокровием, которого я никак не ожидал. Этот человек был или самым бесстрашным воином, или безрассудным новичком".
Немного спустя несколько истребителей МиГ-21 вырвались вверх и, по словам Веттерхана, "началась настоящая карусель". После двух неудачных атак Олдс прицепился к МиГу под углом в 10 часов, подсекая его слева направо. Зная, что бесполезно следовать за МиГом в развороте, он начал делать векторную "бочку": "...он стал разворачиваться налево, тогда я поднял нос самолета вверх и развернулся вправо. Я поднялся над ним, опустив верхнюю часть вниз, и завис там, ожидая, когда он завершит свой разворот, и выбирая момент, чтобы продолжить разворот вниз сзади него, установив угол в 20 градусов. Когда я опустился позади него, он был четко высвечен солнцем на фоне ярко-синего неба, я выпустил по нему две ракеты "Сайдуиндер", одна из которых попала в цель и оторвала его правое крыло".
Чтобы победить более маневренный истребитель МиГ-21, Робин Олдс использовал вертикальную плоскость для маневрирования, продемонстрировав мастерство, в основном утраченное многими летчиками-истребителями в эпоху Вьетнамской войны. Он также старался пускать ракеты парами, надеясь, что, по крайней мере, одна из них попадет в цель.
Феноменальная способность Олдса следить за быстро меняющимся боем стала легендарной. Будущий пилот "Агрессора" Билл Лэйфевер, бывший его бортовым оператором 4 мая, вспоминает: "Паско (будущий генерал Ричард М., 2 победы), наш " 2 с правой стороны, заметил двух МиГ-21 под углом в 10 часов. Олдс сказал: "О'кей, я вижу их". Тогда, выполнив вертикальную "бочку", мы стали атаковать, и МиГи, обороняясь, разделились. Мы последовали за одним из них и пустили в него две ракеты "Спэрроу". Одна ушла в воздух, а другая прошла сзади и не взорвалась. МиГ постоянно менял направление, и мы следовали за ним целых пять минут, повторяя каждое его движение, вверх-вниз. Мы выпустили в него три ракеты "Сайдуиндер", одна из которых прошла под его хвостовым обтекателем, самолет загорелся, но продолжал лететь. В то время, как все это происходило, другой МиГ пролетел мимо, но затем вернулся. Я увидел, когда он заходил на нас. Я сказал: "Появился другой МиГ на высоте в 12 часов". Олдс ответил: "Я вижу его". Он знал, он действительно знал, где был другой МиГ в разгар этого боя".
Еще две победы, обе над МиГ-17, были одержаны через шестнадцать дней, и Олдс стал самым результативным летчиком в Юго-Восточной Азии в последующие пять лет. Он сам высказался о своих победах следующим образом: "Главным является то, что вы можете видеть, определить, предвидеть и оценить движение многих самолетов в трех измерениях. Можете ли вы, увидев самолет, определить свои шансы: сможете ли вы поймать его раньше кого-либо другого, что вы предпримете, если он зайдет сзади вас первым и т.д.? Это и есть видение в трех измерениях, вы должны составить его в считанные секунды. Это самое главное в воздушном бою. Вы должны действовать мгновенно, предвидеть возможные действия другого, знать, что когда вы делаете что-то, он должен предпринять одно из нескольких возможных действий".
Робин Олдс лично вёл своих лётчиков в бой и одержал свою первую воздушную победу во Вьетнаме. После потери ещё двух самолётов 6 января ВВС Северного Вьетнама на два месяца почти полностью прекратили боевую активность.
В мае 1967 года Олдс одержал ещё три победы, став самым результативным американским лётчиком-истребителем с начала войны. Он вполне мог сбить ещё один самолёт (считается, что у него было как минимум 10 таких возможностей), но намеренно избегал этого.
Ему было известно, что сразу же после пятой победы и получения статуса первого американского аса со времён Кореи его сделают «военным героем» и отправят домой, чтобы не подвергать риску возможной потери. Для Олдса командование авиакрылом, участвующим в боевых действиях, оказалось важнее пятой звёздочки на фюзеляже его «Фантома».
Клин воздухозаборника F-4, на котором летал Олдс, с отметками
4 воздушных побед. Авиационный музей Тихоокеанского побережьяВ воздушных боях во Вьетнаме Олдс использовал маневрирование в вертикальной плоскости, что не было частым явлением среди американским пилотов того времени. Те, кто видел его во время выполнения боевых заданий, поражались его способности контролировать быстро меняющуюся в воздушном бою обстановку.
За боевые успехи Олдс также получил Крест ВВС, вторую по значимости награду Военно-воздушных сил, за налёт на мост Поля Думера в Ханое 11 августа 1967 года,
Олдс, кроме упрямства и свободолюбия, прославился еще и экстравагантными неуставными усами, которые гордо носил во Вьетнаме. Вскоре многие подчиненные ему пилоты, поддавшись армейским суевериям, начали и себе отпускать себе «пуленепробиваемые усы». Олдс начал отращивать усы в после успеха Операции "Боло", благодаря отсутствию рядом "высоких индюков из штаба".
Это было его очередным своеобразным вызовом армейской дисциплине: «Это стало средним пальцем, который я не мог поднять на пропагандистских фотографиях. Усы стали моим тихим последним словом в словесных сражениях... с более высокими руководителями из Центрального офиса ВВС о правилах, целях и (средствах) ведения войны».
Возвращение домой, однако, отметило конец этой "яркости". Во время представления своему начальнику -генералу Джону П. Макконнеллу, начальнику штаба Военно-воздушных сил, оный приблизился к полковнику, провел пальцем под носом и приказал: «Сбрить их!», на что Олдс мог ответить только: «Да, сэр».
Сбрив усы Олдс не был расстроен с приказом, благодаря ему среди пилотов Военно-воздушных сил появилась традиция "Марш усов" - в течении месяца в котором экипажи военных самолетов, операторы и диспечера ВВС США во всем мире проводят символический, солидарный "протест" против инструкции Воздушных сил, запрещающей носит растительность на лице.
Вернувшись домой в декабре 1967 года, Олдс был назначен начальником Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс. В 1968 году он был произведён в бригадные генералы.
Последней должностью в ВВС для него стал пост директора аэрокосмической безопасности при Генеральном инспекторе ВВС США, на котором он работал с 1971 года.
Весной 1972 года американская авиация в рамках операции «Лайнбэкер» возобновила наступательные операции против Северного Вьетнама, свёрнутые четыре года назад. В интенсивных воздушных боях пилоты ВМС США, прошедшие подготовку в Школе истребительного вооружения, добились больших успехов, в то время как результаты пилотов ВВС США оставляли желать лучшего.
Для выяснения причин этого Олдс был отправлен в инспекционную поездку по американским авиабазам в Таиланде. Проведя инспекцию и заодно самовольно совершив несколько боевых вылетов, он вернулся с мрачными заключениями. Олдс предложил, чтобы его понизили в звании до полковника и назначили на командную должность, чтобы он мог лично заняться изменением ситуации. Ему было отказано.
1 июня 1973 года Робин Олдс ушёл в отставку.
После ухода из ВВС Олдс жил в Стимбоут-Спрингс, Колорадо. Он катался на лыжах и работал в городской комиссии по планированию. В эти же годы пристрастился к алкоголю; в июне 2001 года его арестовала полиция за вождение в нетрезвом виде, причём он оказал сопротивление при аресте.
Дело закончилось тем, что Олдс был приговорён к выплате штрафа в размере почти 900 долларов, посещению курсов по избавлению от алкогольной зависимости и 72 часам общественных работ.
В марте 2007 года Олдс был госпитализирован с осложнением рака простаты. 14 июня он скончался от сердечной недостаточности. Поминальные службы были проведены 30 июня в Академии ВВС США, куда перевезён его прах.
Click to view