25 ноября украинские катера «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу» попробовали пройти из Черного в Азовское море, но не были пропущены Россией через Керченский пролив. В ФСБ РФ заявили, что корабли заранее не согласовали свой проход через пролив. Задержанные суда были доставлены в порт Керчи. Среди них был и «Яны Капу», который дважды подвергся тарану со стороны российских пограничных кораблей.
Так что же такое «Яны Капу» и что это был за буксир? Порывшись в Гугле я нашел такое:
Знаменитый кадр от 25.11.2018 годаБуксир был построен в 1974 году на Гороховецком судостроительном заводе (Владимирская область РСФСР) под заводским номером 318 по заказу ВМФ СССР. Первоначально он имел название «РБ-308» и входил в состав Черноморского флота.
Рейдовый буксир проекта 498 - Общий вид В Советском Союзе такие буксиры поступали во флот под шифром «Протей». Их также называли «б/к 1200» и «бычок». Их поставляли на Кубу, в Ирак, ГДР и ФРГ. В настоящее время буксиры проекта 498 постепенно выводятся из эксплуатации, их заменяют на более современные модели.
Буксиры такого типа это стальные однопалубные двухвинтовые дизельные буксиры. Благодаря ледокольному носу и противоледовому усилению обшивки такие буксиры способны работать в ледовых условиях. Их основное назначение - перестановка и швартовка крупнотоннажных морских судов всех типов в портах и на рейдах.
При СССР входил в состав 171-й группы ДМРСО, с базированием на Крымскую ВМБ (оз.Донузлав).
Буксир после раздела флота в 1997 году отошел Украине, он получил бортовой номер U947 и был переименован в «Красноперекопск» в честь города в Крыму.
Нарукавный знак буксира «Красноперекопск»Водоизмещение рейдового буксира проекта 498 составляет 303 тонны, длина - 29,3 метра, ширина - 8,3 метра, осадка - 3,9 метра. Судно может развить скорость до 11,4 узла (около 21,1 км/ч). Дальность плавания на полном ходу 1650 миль (около 3055 километров). Автономность плавания - до шести суток. Экипаж - шесть человек.
Долгое время он базировался в Стрелецкой бухте Севастополя и использовался по назначению ВМС Украины и гражданскими портовыми службами Севастополя.
«Красноперекопск» в КрымуПосле присоединения Крыма к России 20.03.2014 г. буксир "Красноперекопск" спустил украинский и поднял российский флаг. Однако, 20.05.2014 г. буксир был выведен за пределы российских территориальных вод и передан украинским буксирам, его новым пунктом базирования стала Одесса.
В 2015-2016 годах он прошел ремонт на судоверфи «Украина» в Одессе.
Уже «Яны Капу» Переименовать буксир «Красноперекопск» в «Яны Капу» (в переводе с с крымско-татарского - «Новые ворота») решили в 2016 году, после того как Верховная рада Украины, в рамках так называемой «декоммунизации», дала новое название (оккупированному клятими москалями) городу Красноперекопску, что в Крыму.
А за одно, чтобы два раза не вставать, Рада переименовала еще 69 населенных пунктов Крыма.
Корма U947 Как заявил в 2016 году изданию depo.ua председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович - «Почему (Красноперекопск назвали) именно на крымско-татарском? Крымские татары - коренной народ Крыма, и подавляющая часть названий, которые были заменены в советские времена, - именно крымско-татарские».
Буксир A947 (до 2018 - U947) после захвата, порт г. Керчь.
ТАКЖЕ:
История ПСКР "Григорий Куропятников"