Когда вы были ребёнком, мечтали ли вы, повзрослев, стать доктором или адвокатом? Может быть, хотели быть космонавтом? А как насчёт королевы-шаманки? Почти 2000 лет назад Химико, правительница государства Яматай, сильно повысила планку возможностей женщин, став верховной жрицей и правительницей своего королевства. Будучи политическим и религиозным лидером прото-японского объединения Яматай, она была любима подданными за мирное правление и уважаема за рубежом за её дипломатическую подкованность.
Химико (известная также как Пимико) - не просто крутая девушка из японской истории. Именно ей принадлежит особая честь быть первой из крутых женщин в японской истории. Она - первая названная по имени и подтверждённая личность из истории Японии. Многие личности, жившие и умершие в III веке, остались анонимными в силу большой временной и культурной разницы с настоящим. Однако только не королева Химико. Её имя известно почти каждый: например, согласно опросу Министерства образования и науки, о ней знает 99% японских школьников. И по сей день не утихают споры любителей и учёных по поводу точного расположения её государства и захоронения.
До того, как Япония стала Японией
Правление Химико охватывает период первой половины III века, задолго до того, как Японские острова стали единым политическим образованием, которое сегодня мы зовём Японией. Тогда на архипелаге располагались сотни «стран» или клановых образований, объединённых общим географическим расположением.
Понемногу сельскохозяйственные общины начали уступать место многоотраслевым королевствам. Усиливалась роль политики в обществе и увеличивался разрыв между сословиями. Историки и археологи часто называют эту эру переходной между периодами Яёй (300 г. до н.э. - 300 г. н.э.) и Кофун (250 - 538 гг. н.э.), отсюда и совпадение дат этих периодов.
Кофун Какими качествами надо было обладать, чтобы править одним из этих развивающихся королевств? В этом деле помогало общение с богами. Ну или по крайней мере надо было убедить всех, что вы с ними говорите. Как и во множестве древних (или не очень древних) обществ, в Японии III века религиозная власть была связана с властью духовной. К счастью для Химико, в народной религии и прото-синтоизме того времени высоко ценили женщин-шаманов: считалось, что они способны изгонять демонов и общаться с духами. Поскольку тогда женщины имели равный с мужчинами доступ к духовной сфере, они также были допущены к политике.
Кофун
Своё имя периоду Кофун дала другая интересная особенность того времени. Кофун представляли из себя большие захоронения, по форме похожие на замочную скважину. Эти большие земляные насыпи впервые были построены в середине III века и служили мавзолеями для умерших правителей. Они начали появляться в регионах Киото, Осака и Нара, а затем, вместе с растущим доминированием клана Ямато, распространились по всему архипелагу. Было найдено более 5,200 кофун разных размеров и форм. Для Химико, возможно, было построено одно из первых таких захоронений. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Развалины оборонительной стены
Королева Химико в китайских документах
То немногое, что мы знаем о жизни и правлении Химико, было почерпнуто из китайских (или корейских) исторических записей и археологических исследований. До того, как японцы начали записывать собственную историю, это за них сделали китайцы. «История династии Вэй» (297 год) является первым письменным источником, в котором рассказывается о Японии. Информация о «земле Ва» (как они называли Японию) и о её людях содержится в «Преданиях о людях „ва“ из истории государства Вэй», в части под названием «Раздел о восточных варварах». Там содержится много информации о правительнице-шаманке и её государстве.
Более поздняя история китайских династий подтвердила информацию, включённую в первый сборник, а самый старый сохранившийся корейский текст («Записи о трёх корейских государствах», 1145) кратко описывает отношения Химико и Корейского полуострова.
В течение второй половины II века (примерно 147-190 гг. н.э) отсутствие талантливого лидера на земле Ва привело к политической суматохе и бурным общественным потрясениям. Наконец в 190 году в качестве правителя люди выбрали незамужнюю шаманку. Она жила во дворце со смотровыми башнями, полном вооружённой охраны, её обслуживали тысяча женщин, а её брат выступал в качестве глашатая, передавая её указания и официальные заявления во внешний мир. После восхождения на трон она продолжала восстанавливать порядок и поддерживать мир в течение следующих пятидесяти-шестидесяти лет.
Помимо исполнения своих религиозных обязанностей Химико управляла более ста «странами», которые признавали её своей правительницей. Однако её деятельность была направлена не только на родные земли. От имени всего союза Яматай королева-шаманка отправляла дипломатические миссии в Китай по крайней мере четыре раза за своё правление. В знак признания легитимности её правления китайская династия Вэй наградила её титулом «Королева Ва, дружественных к Вэй», а также золотой печатью и более чем сотней церемониальных бронзовых зеркал. Сейчас, может быть, это не покажется чем-то особенным, но в те времена зеркала были абсолютным символом высокого статуса.
Китайское бронзовое зеркало К сожалению, ничто не может длиться вечно. Королева Химико умерла в 248 году. По преданиям, кто-то попытался занять место на троне после её смерти, но его правлению сильно сопротивлялись, и оно долго не продлилось. Согласно китайским источникам, вновь порядок был восстановлен только после того, как трон заняла родственница Химико - тринадцатилетняя королева Тоё. Наверное, крутость была у них в крови.
Но это ещё не всё. В честь Химико «был построен большой курган, более ста шагов в диаметре», и сто её слуг, как говорят, «последовали за ней в могилу». Вышеупомянутый «великий курган» почти наверняка был одним из первых когда-либо воздвигнутых кофун.
В 2009 году группа японских археологов заявила, что
могилой великой правительницы-шаманки является Хасихака Кофун в городе Сакурай около Нары. Артефакты, найденные около Хасихака Кофун, датируются 240-260 гг. Другими словами, это как раз те годы, когда умерла Химико. К несчастью, Управление Императорского двора Японии присвоило Хасихака статус императорской гробницы и запретило дальнейшие раскопки, так что мы никогда не сможем узнать наверняка, кому она принадлежит.
Наследие королевы Химико
По правде говоря, о наследии Химико не особо знали вплоть до позднего периода Эдо (1600-1868 гг). Почему же её крутость не признавали столь долго? Ну, во многом это связано с тем, что она не упоминается в первых японских текстах, Кодзики (712 г) и Нихонги (720 г). Ни сама шаманка, ни её королевство не упомянуты в обоих произведениях, несмотря на то, что писатели Нихонги очевидно ссылаются и цитируют китайские тексты, в которых она появлялась.
Памятник королеве ХимикоТак что же, составители решили просто пропустить эти страницы? Учёные приписывают эту слепоту тому факту, что правящий дом Японии VIII века сознательно подражал китайским патриархальным идеалам. И подобная идеологическая основа не оставляла места для существования всяких там королев-шаманок. Принятие японцами буддизма и конфуцианства также не сделало ничего, чтобы повысить статус женщин. Поэтому, чтобы выглядеть клёво по китайским стандартам, японский двор просто решил делать вид, что не существовало никакой королевы-шаманки и её людей.
К счастью, она не была забыта навсегда. О Химико и её королевстве Яматай вспомнили в период Эдо благодаря работам философа и государственного деятеля Араи Хакусэки и учёного Мотоори Норинага. Между ними начался один из самых старых и самых жарких споров в японской науке: где же было расположено королевство Яматай?
Хакусэки отрицал японские источники как неточные, и выступал за правильность китайских записей, утверждая, что Яматай находился в центре Японии - регионе Киото-Осака-Нара, известном как равнина Кинай. Норинага же, наоборот, утверждал, что неточны именно китайские записи, придерживался японских источников и в итоге дошёл до того, что заявил, что королевство Яматай просто обмануло китайское правительство, заставив их подумать, что оно является правящим кланом.
Точка зрения Норинага стала доминантной в течение последующих десятилетий от эпохи Мэйдзи до конца Второй мировой войны. Вопросы о королевстве Химико влились в националистическо-империалистическую политику того времени.
Поскольку император считался живым божеством, отвергнуть древнюю японскую историю значило посягнуть на императорскую систему в целом - и некоторые историки, которые отказались подчиниться, в итоге попали в лапы закона о цензуре. Одним из таких профессоров был Нака Митиё, который с 1878 года и до конца своей жизни постоянно критиковал хронологию древней истории и опровергал заявления Норинага о Яматай.
В послевоенное время историки и археологи продолжили дело Нака Митиё, исследуя древние тексты и проводя различные археологических раскопки. Между 1955 и 1964 годами после серии археологических открытий вновь вспыхнули споры о расположении Яматай. В 1960х-начале 1970 годов произошло то, что СМИ назвали «Бум Яматай», поскольку споры о его местонахождении стали буквально национальным спортом. Вся Япония вдруг вспомнила о Химико.
Химико сегодня: маскот города, пример для подражания, фантазия 18+
При жизни Химико была религиозным и политическим лидером. После смерти она стала почти всем остальным. Возможно отчасти потому, что о ней так мало известно, она и стала столь популярна: отсутствие реальных фактов даёт плодородную почву для воображения. В итоге в современности она пережила массу преображений. К примеру...
Благодаря до сих пор неустановленному расположению Яматай сразу несколько городов в Японии сделали Химико чем-то вроде маскота города. (предлагаю москвичам забадяжить маскота из одного известного Юрия Владимировича) В Кюсю есть её памятник в городе Кандзаки, а также на территории храма Химико в Хаято.
Маскот города Сакурай Химико-тянВ городе Ёсиногари проводится ежегодный фестиваль костров, кульминацией которого становится появление костюмированной «Химико», а пивоваренный завод Кюсю выпустил сётю (японский крепкий спиртной напиток) под названием «Himiko Fantasia».
В городе Сакурай региона Кинай (где располагается Хасихака Кофун) тоже используется изображение королевы-шаманки, будь это реклама, интернет или человек в костюме маскота. Существуют даже небольшие аниме-короткометражки, посвящённые Химико, а также муниципальная веб-страница, посвящённая ей и носящая название «страница Химико-тян».
Правительница-шаманка в качестве примера для подражания может символизировать женскую силу, врождённые оккультные способности, приверженность традициям и даже хорошие привычки в еде. Без шуток, она была изображена на постере школьной кампании, которая учит учеников «пережевывать пищу тщательно, как это делала королева Химико», чтобы улучшить пищеварение и здоровье зубов.
Вы даже сами можете быть стать «Королевой Химико», приняв участие в одном из многочисленных соревнований в честь королевы Химико, которые по сути являются конкурсами красоты. Женщины от 18 лет имеют право сразиться за внушительный денежный приз, используя своё обаяние и внешность. Это, правда, немного удручает, особенно если учесть, что историческое могущество королевы Химико, вероятно, не имело ничего общего с её способностью ровно рисовать стрелки.
Участницы конкурсаХимико также послужила источником вдохновения для бесчисленных фильмов, новелл, манга, аниме и видеоигр. Изящное правление могущественной и величественной королевы-шаманки отображено в новелле-бестселлере 1967 года «Maboroshi no Yamataikoku». В киноверсии 2008 года в роли Химико снялась известная японская актриса Ёсинага Саюри, и этот образ был запечатлён в наборе японских памятных марок. А в кинематографической драме 1974 года «Himiko» режиссёра Масахиро Синода изображается совершенно неожиданный, новый образ древней правительницы, обезумевшей от любви к собственному брату.
Помимо символа женской силы образ Химико также не раз был использован как инструмент политической критики. Первый том знаменитой серии Phoenix легендарного мангака Осаму Тэдзука рассказывает нам о тщеславной, жадной до власти королеве, которая оказывается лишь первой из многих подобных властителей в истории не только Японии, но и всего мира.
Кадр из манги«Власть ведёт к разрушению» - именно эту тему Тэдзука проводит через всю серию. Мангака Кобаяси Ёсинори изобразил её на одном из своих политических рисунков, предлагая внести изменения в законы об императорском наследовании и позволить женщинам занимать трон.
Химико можно встретить повсюду. Образ королевы появляется в манге Afterschool Charisma и аниме Shangri-la. В видеоигре 2013 года Tomb Raider Химико предстаёт как главный антагонист. Она «королева всей Японии» в видео-игре Okami. The Legend of Himiko - серия аниме, манга и видеоигр. Химико появляется даже в серии эротической манги Танигути Тика.
Так что ищите ли вы деспотичного злодея, пример для подражании, символ нации или сексуальную фантазию - в любом случае смело выбирайте Химико.
Что же такого классного в Химико?
Химико управляла королевством 2000 лет назад, однако до сих пор подпитывает парочку дебатов о своём королевстве, и продолжает получать кучу внимания в современной Японии, начиная от статуй и заканчивая чем угодно. Интересно, что в свои времена она не была такой уж уникальной. В ранние периоды японской истории, до принятия китайской, буддийской и конфуцианской идеологий, женщины в большей степени, чем мужчины, обладали общественным, политическим и духовным авторитетом и экономической властью. И даже после того, как эти патриархальные влияния пустили первые корни, прошло много десятилетий (или даже столетий), прежде чем идеология и её практика полностью слились.
Другими словами, Химико не была такой уж аномалией. Она просто была первым известным в истории Японии примером женщины, обладающей значительной духовной и политической ролью. Со временем роль женщин в обществе изменилась, из активных инициаторов они стали помощниками во всех сферах жизни. Однако Химико - это яркий образ, который символически отражает многих других (теперь анонимных) женщин, которые также были лидерами в своих обществах.
Источник